7 шагов к умению пересказывать и сочинять

 

Мы все учились в школе. Кто-то лучше, кто-то хуже. Но изложение и сочинение наверняка каждому запомнились своим коварством. Не простое это дело – ясно излагать и ясно мыслить…И ножки у него растут совсем не там – на уроке русского языка и литературы, когда учитель дает «рыбу» – план, по которому, как под копирку, в муках пишутся лишенные творчества труды, а в дошкольном возрасте.

Именно в дошкольном возрасте речь и мышление идут рука об руку, стимулируя и взаимообусловливая развитие друг друга.

Ведь что такое мышление? Это самый сложный психический процесс – высшая форма отражения окружающего мира, его причинно-следственных взаимосвязей. Сначала малыш познает мир благодаря восприятию и непосредственно различным анализаторам, но уже очень скоро этого становится недостаточно. При помощи речи взрослый расширяет представление крохи об окружающем, называя вещи своими именами, обобщая и формируя понятия, рассказывая о том, что не находится в непосредственном восприятии ребенка. Из внешней речи крохи формируется внутренняя речь, которая, в свою очередь, является средством мышления.

Это все действительно сложно, хотя предельно ясно одно: уровень развития речи ребенка объективно влияет на уровень развития его мыслительных процессов и отражает его. Поэтому именно в дошкольном детстве малыш учится ясно мыслить, в том числе через умение ясно излагать. И именно поэтому учителя, принимающие первоклашек в школу, в один голос говорят: «Научите ребенка связной речи! Остальному мы научим сами!»

В наших с вами силах ребенку в этом помочь. Тогда изложение и сочинение не станут для маленького ученика одними из причин школьной тревожности, так сильно влияющей на восприятие учебной деятельности и отношение к ней, а значит, и на ее успешность. Как научить ребенка пересказывать? Это не сложно. Главное, потратить на это некоторое количество времени и делать все последовательно.

Шаг 1. Выбор текста для пересказа

Для того чтобы сформировать алгоритм пересказа, нужно устранить все «помехи». Сложный, богатый незнакомыми словами, событиями и описаниями текст не подойдет. Он должен быть понятным, доступным восприятию дошкольника, содержащим от 7 до 15 предложений. Постепенно можно увеличивать объем произведения.

Шаг 2. Акцентированное прочтение текста

Перед прочтением текста нужно обязательно дать ребенку установку на то, что этот рассказ он должен будет пересказать, поэтому слушать нужно внимательно. Затем медленно и выразительно начинайте читать текст от начала и до конца, делая нужные акценты там, где содержатся существенные для пересказа слова и фразы.

Шаг 3. Беседа по содержанию

Спросите, понравился ли ребенку рассказ, все ли он понял. Затем последовательно, по тексту, задавайте чаду конкретные вопросы, на которые ему будет легко отвечать. Таким образом, мы выстраиваем вместе с ним алгоритм анализа текста. Ребенку становится очевидной последовательность событий, которую самостоятельно, без предварительной работы он уловить и воспроизвести не может из-за несовершенства функций анализа и синтеза.

По ходу занятия попросите ребенка объяснить вам ключевые для характеристики героев слова и поясните слова, трудные для понимания.

Например: Д. Ушинский «Умей обождать»

Жили-были себе брат да сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох! — кричит петушок,- беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник — и прошло.

Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:

— Не пей, Петя, обожди, пока простынешь.

Не послушался петушок, напился холодной воды — и тут его стала бить лихорадка: насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.

Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок — бултых в воду! Только петушка и видели.

Беседу можно начать с вопроса «Вспомни, как начинается сказка»

Вопросы: «Что говорила курочка петушку, когда он стал клевать зеленехонькую смородину? Почему петушок заболел? Когда во второй раз курочка советовала петушку обождать? А что сделал Петя? Когда в третий раз курочка давала совет обождать?»
В свои вопросы можно преднамеренно включать слова и выражения из сказки (например, «зеленехонькая смородина»). Такой прием побуждает ребенка использовать в своих пересказах авторские слова и выражения, тем самым обогащая словарный запас. Вопрос «Как курочка объясняла петушку, почему надо обождать?» побуждает их воспроизвести разговорную речь персонажей.
Шаг 4. Обобщение впечатлений

Еще раз спросите ребенка о его впечатлениях от рассказа. И сами резюмируйте смысл прочитанного.

Шаг 5. Повторное прочтение текста с установкой на запоминание

Мы детализировали восприятие произведения и теперь снова его обобщаем, то есть речь идет об аналитико-синтетической деятельности: от общего к частному и от частного снова к общему.

Шаг 6. Совместный пересказ

Начните пересказ сами, затем остановитесь, чтобы дальше мог рассказывать малыш. Потом снова вы. Обязательно определяйте части рассказа:

– Я начинаю…

– Продолжение рассказываешь ты…

– Я рассказываю окончание истории.

Шаг 7. Самостоятельный пересказ

– Ну а теперь пойдем к папе, и ты сам расскажешь ему эту историю.