Эмоции и понимание себя

Эмоции и понимание себя

Когда ребенок начинает понимать свое настроение? В возрасте 5-6 лет у детей просыпается страстное желание уважения и одобрения со стороны окружающих – своих братьев или сестер, друзей, воспитателей и особенно родителей. Дети остро чувствуют такие сложные эмоции, как ревность, зависть, соперничество. Они как бы разрываются в разных направлениях: хотят нравиться сверстникам, но в тоже время хотят делать все по-своему.

Научите ребенка говорить о своих чувствах. Больше разговаривайте с ним о событиях, а не об эмоциях. Если ребенок пришел из детского сада или из школы в плохом настроении (например, из-за того, что ребята его дразнили), спокойно спросите: «Когда это случилось? Что вы делали? Что ребята тебе сказали?»

Шестилетний ребенок обычно называет свои чувства общезначимыми словами – «хороший, веселый» или «плохой, грустный». Он пока еще не может более полно понять и обозначить свои чувства.

Попробуй обратиться к его собственному опыту. Используйте сравнения с какими-то случаями из его жизни. Например, если ребенок говорит, что ему было грустно, спросите: «Тебе так же грустно, как тогда, когда ты оставалась в садике одна и ждала, чтобы я тебя забрала? Или, когда ты потеряла на улице свои бусы? Или, когда ты заболела и не прошла на день рождения к Наташе?»

Предложите ребенку сосредоточиться на его переживаниях. Вы можете сказать: «Если бы плохое чувство имело цвет, то какой? И какой бы формы оно было?» Ребенок может связать печальное чувство с «серым шариком» или чувство испуга представить, как «пурпурное чудовище». Таки упражнения помогут ребенку не только лучше понять свои переживания, но и увидеть разницу между ними.