Игры на обогащение словарного запаса

Игры на обогащение словарного запаса.

Игры на обогащение словарного запаса

В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Игра “Наоборот”

Цель – упражнение в подборе антонимов.

Взрослый  говорит, что к детям пришёл в гости, например, ослик. «Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала “Наоборот”. Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре». Далее взрослый  играет с детьми в игру “Наоборот”: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и вернуть мяч.

Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди “Прощальная игра”:

— Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру “Наоборот”.

Скажу я слово “высоко”, а ты ответишь … (“низко”).

Скажу я слово “далеко”, а ты ответишь … (“близко”).

Скажу я слово “потолок”, а ты ответишь (“пол”).

Скажу я слово “потерял”, а скажешь ты (“нашёл”)!

Скажу тебе я слово “трус”, ответишь ты … (“храбрец”).

Теперь “начало” я скажу – ты  отвечай, … (“конец”).

Игровое упражнение “Скажи по-другому”.

Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (синонимов).

Взрослый  говорит: “У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (Печальный, расстроенный). Слова “печальный, грустный и расстроенный” — это слова – приятели.

Почему он такой? Да потому что на улице идёт дождь, а мальчик хочет гулять.

Какое слово повторилось два раза? (идёт)

Что значит “дождь идёт”? Скажи по-другому.

Что значит “мальчик идёт”? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

— Чистый воздух (свежий воздух).

— Чистая вода (прозрачная вода).

— Чистая посуда (вымытая посуда).

— Самолёт сел (приземлился).

— Солнце село (зашло).

— Река бежит (течёт, струится).

— Мальчик бежит (мчится, несётся).

— Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный). Очень маленький (малюсенький).

Игра “Какой предмет?”

Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.

Содержание игры заключается в следующем: взрослый показывает картинку или предмет, либо называет слово и задаёт вопрос: “Какой?” Затем участники игры по-очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

Что бывает?

Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.

Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов.

— «Зелёный» – помидор, крокодил, цвет, фрукт, ……

— «Красное» – платье, яблоко, знамя,……..

 

Игры на развитие связной речи

Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в игровой  форме.

Игровое упражнение “Помоги продолжить”

Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым  предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый  начинает предложение так: “Дети идут … (Куда? Зачем?)”. Или более усложнённый вариант: “Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра “Пойми меня”

Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Взрослый  показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше взрослый  объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребёнок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, взрослый спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Тогда взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно только рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом взрослый  рассказывает про свой подарок, показывая детям образец рассказа-загадки. После этого дети рассказывают про свои подарки по-очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить, сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение “Если бы…”

Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования .

Учитель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

— “Если бы я был волшебником, то …”

— “Если бы я стал невидимым…”

— “Если весна не наступит никогда…”

Игровое упражнение “Закончи сам”

Цель – развитие воображения, связной речи.

Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям предлагается продолжить или придумать концовку