Игры на развитие звуковой культуры речи

Игры на развитие звуковой культуры речи.

Игры на развитие звуковой культуры речи

В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умения подобрать слова с заданным количеством слогов.

Игра “Придумай слово”

Цель – развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове.

Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, взрослый говорит: “К нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово — пароль. А слово-пароль  начинается со звука [м] или [м’]”. И ребёнок будет изо всех сил стараться придумать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если взрослый заметит, что ребёнок в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь.

Игра “Строим дорожку”

Цель – развитие фонематического слуха.

Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе взрослый активно помогает детям правильно произнести слово (вместе с ними), выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапе взрослый уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук.  Вскоре у детей вырабатывается навык чёткого произнесения слов и выделения последнего звука, а взрослый выполняет роль наблюдателя-контролёра, который только организует процесс игры, а помогает лишь в редких случаях.

Игра “Ловушка”

Цель – развитие умения услышать в слове определённый звук.

Ведущий предлагает детям “открыть ловушки”, т.е. развести руки параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть “ловушки”. Задание: если в слове слышится заданный звук, то “ловушки” нужно захлопнуть («поймать слово»), т.е. хлопнуть в ладоши.

Игра “Почини словечко”

Цель   – развитие слухового внимания.

Ведущий “бросает” игрокам слог (можно просто делать вид, что бросаешь, а можно бросать и ловить , например, мяч), а они должны “превратить” его в слово.

Например:  па – папа,  ма – мама, ар – арбуз и т.д.

Игровое упражнение “Словорубы”

Цель – развитие умения делить слова на слоги.

Взрослый  говорит детям, что сейчас мы разделим слово на части (слоги). Для этого наши руки превратятся на время в “топорики”. Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и частей (слогов).

Игра “Посели в домик”

Цель – развитие умения определить слоговую структуру одно- и двусложных слов.

Взрослый представляет детям “гостей” (предметные картинки или игрушки)  и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками.

 

Игры на формирование грамматического строя речи

В этом блоке  собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на упражнение правильного употребления  категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.

Игра “Кузовок”

Цель – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:

— Вот тебе кузовок,

-Клади в него, что на -ок.

Ребёнок отвечает: “Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок.

Игровое упражнение “Чьё всё это?”

Цель – упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном числе и падеже.

Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

— Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

— Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.

— Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.

— Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

— Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

Игра “Домики”

Цель – упражнение в определении рода слов – предметов.

Взрослый объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать “он мой”, во втором – “она моя”, в третьем – “оно моё”, в четвёртом – “они мои”. Нужно “расселить” слова (картинки) по домикам. Дети определяют род и число слов без называния терминов.