Математика в подготовительной к школе группе

Математика в подготовительной к школе группе.

Определение уровня готовности к обучению математике
(памятка для родителей)
Для выяснения временных и пространственных представлений, а также начальных знаний математики ребенку можно задать следующие вопросы и попросить выполнить  такие задания:
— Сейчас утро или вечер?
— Что бывает раньше – утро или день?
— Покажи правую руку.
— Что находится слева от тебя?
— Какой из этих предметов лежит посередине? Какой – наверху? Что лежит внизу?
— Пересчитай пальцы на руках. На какой руке больше?
— Положи на стол столько палочек, сколько кружков на рисунке.
— Назови цифры на карточках.
— Продолжи счет 1,2,3…
— Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.
— Что больше 7 или 4, 2 или 5.
— Реши задачи:
1) На ветке сидело 5 птичек. 3 птички улетели. Сколько птичек осталось сидеть на ветке?
2) В парке посадили 3 березки и столько же елок. Сколько деревьев посадили?
3) На столе стояло 8 чашек. Убрали 3 чашки. Сколько чашек осталось?
4) В гараже стояло 6 машин. Приехало еще 2 машины. Сколько стало машин в гараже?
— Назови фигуры (перед ребенком выкладывают круг, прямоугольник, квадрат, треугольник).
— Сложи прямоугольник из двух треугольников.
Рекомендации родителям по развитию математических представлений
Учите ребенка сравнивать различные предметы и явления и находить, что в них общего и чем они отличаются.
На прогулках и при выполнении повседневных дел несложно научить детей считать и решать простейшие задачи, складывая и вычитая камешки, шишки, столовые приборы, полотенца и т.п. Между делом незаметно малыш постигает такие понятия, как «больше» — «меньше», «выше -ниже», «дальше- ближе» и т.д. Хороший повод потренироваться в счете — поход в магазин. Познакомиться с основами геометрии помогают, к примеру, занятия аппликацией, во время которых  можно наглядно показать, как  отдельные геометрические фигуры, так и деление их на части, сложение из них новых фигур.
«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВНИМАНИЯ»
Какие упражнения существуют для развития мыслительных операций?
Для развития мыслительных операций существуют следующие упражнения, которые можно рекомендовать каждому родителю, работающему со своим ребенком.
1.Обобщение.
Разложите перед малышом картинки с рисунками предметов или предметы. Попросите его назвать одним словом разложенные предметы, например: огурец, лук, помидор — это овощи; или: стрекоза, муравей, бабочка — это насекомые и т. д.
2.Исключение лишнего предмета из ряда других методом сравнения двух и  более предметов.
Спросите у малыша, чем отличается, например, книга от тетради. Разложите книги и положите среди них тетрадь. Пусть найдет лишнее.
3.Ассоциативное мышление.
Предложите малышу узнать предмет по описанию, по заданным признакам. Для знакомства со свойствами или признаками предметов можно использовать загадки. Например, что описывается в следующих загадках: «Сам алый, сахарный, кафтан зе­леный, бархатный» (арбуз); «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает» (лук) и т. д.
5.Установление причинно-следственных связей.
Разложите перед малышом картинки в соответствии с последовательностью сюжета. Предложите составить рассказ по картинкам.
6.Выделение признаков предметов.
Предложите малышу назвать, например, признаки треугольника, квадрата, прямоугольника и т. д.
Что делать, если ребенок невнимательный?
Умение внимательно, не отвлекаясь, слушать воспитателя  присуще не всем детям: немало таких, кто не может и пяти минут работать сосредоточенно. Причины такого невнимания могут быть самыми разными: это и особенности высшей нервной деятельности, и быстрая утомляемость из-за плохого здоровья, и собственно психологическая неготовность (слабые, неразвитые возможности управления вниманием и памятью).
Способность действовать по инструкции, управлять учебным процессом складывается у детей, как правило, не раньше шести лет. Заставлять ребенка выполнять до­статочно длительную работу, да еще требовать сосредоточенности на какой-либо деятельности — очень трудная задача как для взрослого, так и для самого будущего первоклассника.
Что такое объем внимания?
Сколько объектов может одновременно зафиксировать наше внимание? Психологи обычно определяют объем внимания так: на короткое время (несколько секунд) человеку показывают несколько разных объектов (или изображение букв, цифр). Сколько из них запомнил человек — таков его объем внимания. Чаще всего человек обращает внимание на четыре—шесть объектов.
Методика «Домик»

Эта методика выявляет особенности развития внимания малыша, позволяет определить, умеет ли он точно копировать образец. Предложите ребенку следующее: «Перед тобой лежит лист бумаги, на котором нарисована картинка. На этом листе нарисуй точно такую же картинку. Не торопись, будь внимателен! Если что-то нарисуешь неправильно, то ничего стирать не нужно, рядом нарисуй правильно».
Рассмотрите выполненное малышом задание. Обратите внимание на количество элементов, которые изображены неверно или не нарисованы вообще. Очень важно отметить следующее:
— как ребенок работает с образцом, часто смотрит на него или рисует по памяти;
— как часто отвлекается во время работы;
— сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.
Точное выполнение рисунка означает хорошо развитое внимание, умение действовать по инструкции. И наоборот, плохо выполненное задание выявляет слабые места.

Произвольное  и непроизвольное   внимание.
Непроизвольное внимание возникает без всяких усилий с нашей стороны. Что может привлекать к себе наше непроизвольное внимание?
Во-первых, то, что привлекает внимание своими внешними свойствами: громкие и неожиданные звуки (гром, резкий визг тормозов, разорвавшаяся хлопушка); яркие световые явления (молнии, красочная реклама, внезапно включенный или выключенный свет); сильные запахи (духов, гари, вкусной еды).
Во-вторых, все, что интересно конкретному человеку. Обычный человек не обратит внимания в лесу на какие-то следы. Но внимание охотника будет этими следами буквально поглощено.
Привлекательно для человека чаще всего то, что связано с его любимыми занятиями в жизни.
Совсем иначе возникает произвольное внимание. Чаще всего тогда, когда человек сам ставит перед собой определенную цель и прилагает усилия, старания для ее достижения.
Задача по математике не производит такого сильного впечатления, как удар грома. Удар грома овладевает вниманием человека без усилий. Но чтобы решать математическую задачу, надо прилагать усилия, чтобы постоянно удерживать на задаче свое внимание.
Однако иногда решение какой-то задачи становится для человека столь интересным делом, что он может не услышать тот же удар грома. Тогда можно говорить о том, что его внимание в процессе решения задачи из произвольного превратилось вновь в непроизвольное.
РАЗВИТИЕ  ПАМЯТИ
Что такое произвольная и непроизвольная память?
Когда запоминание происходит без специальных усилий, само собой — работает непроизвольная память. Попробуйте вместе с ребенком вспомнить и записать, что вы видели, например, сегодня по дороге в школу или в детский сад. Вы же не пытались специально запоминать, все произошло помимо вашего желания, то есть непроизвольно. Но человек может и разумно управлять своей памятью. Он может ставить перед собой задачу запомнить какой-либо материал. Такая память называется произвольной.
Особенно быстро развивается произвольная память с поступлением ребенка в школу. Это происходит потому, что при обучении в школе нельзя полностью полагаться на случайное, непроизвольное запоминание. Поэтому приходится ставить перед собой специальные цели и задачи запомнить то, что нужно запомнить.
У ребенка плохая память. Как ему помочь?
Конечно, каждый отдельный случай требует индивидуального подхода. И поэтому для начала хорошо бы обратиться к специалисту-психологу. Необходимо выявить причины плохой памяти у малыша. Однако все равно какой-то вид памяти развит лучше остальных. Чаще всего это зрительная память. Ее в дальнейшем лучше и использовать для усвоения материала, другие виды памяти надо тренировать, развивать.
Игры, развивающие память
Игра «Исчезнувший предмет»
Ребятам предлагается запомнить игрушки, картинки или открытки, разложенные на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет какой-нибудь предмет и предлагает отгадать, что исчезло.
Игра «Что изменилось?»
Ребятам предлагается запомнить расположение игрушек или картинок, открыток, разложенных на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий меняет местами несколько предметов и предлагает отгадать, что изменилось на столе.

Сейчас огромное количество разнообразных развивающих игр. Главное, чтобы родители помнили: чем раньше начнется работа по развитию памяти малыша, тем легче ему будет учиться в школе.
Какие существуют приемы, помогающие хорошо запомнить какой-то учебный материал?
Для облегчения запоминания учебного материала существуют некоторые приемы.
Приемы, облегчающие запоминание
Прием рифмы
Человек лучше запоминает стихи, чем прозу. Поэтому, чтобы лучше запомнить какое-то правило, можно придумать рифму или простую фразу. Например, в русском языке есть такое правило: ЖИ, ШИ пиши с буквой И. Оно звучит в рифму, поэтому легко запоминается.
Часто бывает сложно запомнить все цвета радуги. Но существует такая считалка: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Здесь каждое слово и цвет начинаются с одной и той же буквы:
— каждый – красный
— охотник — оранжевый
— желает — желтый
—  знать — зеленый
— где — голубой
— сидит — синий
— фазан — фиолетовый
Прием парных ассоциаций
Важную информацию человек часто связывает с тем, что всегда хорошо помнит. Например, очень часто в качестве шифра для замка или камеры хранения человек выбирает год своего рождения. Это он никогда не забудет.

Прием «По местам»
Этот прием позволяет запомнить список предметов, поместив каждый из них на свое место. Например, для того чтобы не забыть купить нужные продукты в магазине, можно мысленно разместить их на кухне. Мясо кладут в холодильник, крупу — в шкаф, чай — на полку, фрукты — на стол. Потом останется только представить себе кухню, чтобы вспомнить список нужных продуктов. Вспомните вместе с ребенком, пользовались ли вы перечисленными приемами запоминания? В каких случаях? Запишите их.

ИГРЫ
«Цепочка примеров»
Цель. Упражнять детей в умении производить арифметические действия.
Ход игры. Две группы участников садятся на стулья — одна против другой, Один ребенок берет мяч» называет простой арифметический пример: 3 + 2 — и бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом приме-. частник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой остаюсь больше игроков.
«Отгадай число»
Цель. Закрепить умение детей сравнивать числа.
Ход игры. По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать числа (чжела) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т.д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на 2 группы ответивший неправильно выбывает из игры.
«Назови число»
Цель. Упражнять детей в умении производить устные вычисления.
Ход игры. Взрослый или старший ребенок говорит: «Я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1. У тебя получилось число 5».
«Сколько взять конфет?»
Цель.  Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом.
Ход игры. Предлагается условие задачи: «В бумажном кульке лежат конфеты 2 сортов. Наугад берут несколько конфет. Какое наименьшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказались хотя бы 2 конфеты одного сорта?» (Не менее 3). Задача решается путем логического размышления.
«Цепочка  примеров»
Цель. Закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

Ход игры. Двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами от- 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет’ карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше — правее. Если же он возьмет карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на место, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.