Мир кораблей - Игровой портал

Ориентирование на местности но карте и компасу. Ориентирование на местности по топографической карте Определение местоположения по карте и компасу

Часто ходим в походы с друзьями. Бывали в разных точках России, например в горах, прибрежной части Черного моря, в Карелии, Калужской области, Ярославской области. Неотъемлемой частью моих путешествий является ориентирование на местности (куда же без него;)), поэтому со временем я отточил способность владеть ситуацией. А они, кстати говоря, порой, были экстремальными, но я как-то из них выкручивался:)

Ориентирование по карте

В глобальных масштабах, ориентироваться по карте (глобусу) проще простого. Там мало условных обозначений и мелких деталей, чего нельзя сказать о картах местностей (см. карту ниже), или карты областей, стран, деревень...

Возможность просто и быстро узнать место расположения какого-либо объекта в больших масштабах, не составляет труда, важно только знать координаты необходимого места .

А вот на местности, на ориентирование влияют несколько важных факторов :

  • ваше место расположения на карте ;
  • ближайшие видимые ориентиры ;
  • Наличие дополнительных материалов (компаса, часов, и других) .

Как же ориентироваться по карте

Прежде всего нужно определить стороны света, совместить их с картой. Затем, определить место, где вы находитесь, и соотнести с картой его . Сделать это можно благодаря ориентирам (например, одинокое дерево, большой камень, река, и подобные ), а также не стоит забывать о сторонах света.

Для ориентирования по карте существуют и другие способы:

  • ориентирование по линиям местности (дороги, реки) ;
  • ориентирование только по компасу ;
  • измерением пройденного расстояния ;
  • засечками на карте по мере продвижения на местности .

Также, необходимо изучить движение по азимутам.

Азимутом называют угол между объектами, относительно вашего положения.Так. например если вы будете находиться в школе, то до родника надо будет идти под углом 45 градусов (см. карту).


Одна линия проводится в сторону севера, а вторая должна пересекать необходимый объект (в нашем случае это родник).

Ориентирование на местности заключается в определении сторон света, своего собственного положения относительно окружающей местности и направления дальнейшего движения. Можно сказать, что ориентирование позволяет отслеживать точность прохождения проложенного ранее маршрута.

Во время похода, особенно, если путь пролегает через незнакомую местность, важно уметь ориентироваться, чтобы следовать проложенному маршруту и не заблудиться. Наибольшей популярностью среди туристов и военных, вполне заслуженно, пользуется ориентирование на местности по карте . Карта – вообще, весьма полезная вещь в походе, поскольку с ее помощью можно быстро сориентироваться и выявить отклонения от маршрута. Конечно, желательно при этом . Однако, если у Вас его нет, то можно обойтись и без него. Рассмотрим, как правильно ориентироваться по карте .

Ориентирование по карте может носить общий или детальный характер.

Общее ориентирование заключается в приблизительном определении своего местоположения, вектора движения и времени на преодоление маршрута. Как правило, используется, когда маршрут уже проложен заранее. Для контроля соблюдения пути, например, в .

Детальное ориентирование – это точное определение своего местоположения и направления движения на карте. Играет важную роль при преодолении мест, где отклонение от заданного маршрута может быть опасным. Например, в горных переходах или в критической ситуации.

При ориентировании на местности важно уметь быстро и точно определять стороны света, проводить измерения расстояний до ориентиров и углы направлений по карте и на местности, составлять схему движения по азимутам.

Разновидности ориентиров

Ориентиры необходимы для определения местоположения относительно них и корректировки маршрута. Представляют собой легкоразличимые своей формой или окраской объекты или формы рельефа. Бывают площадные, линейные и точечные:

  • Площадные ориентиры . Характеризуются, главным образом, тем, что занимают значительную площадь. Сюда относятся поселения, водоемы, болота, лесные массивы и т.п. Их легко определить и запомнить еще на этапе подготовки к походу и составлении маршрута.
  • Линейные ориентиры . Это сооружения и рельефные формы, отличающиеся своей протяженностью при относительно небольшой ширине. Сюда входят: дороги, каналы и реки, трубопроводы, ЛЭП (линии электропередач), овраги, каньоны и т.д. Хорошо подходят для контроля соблюдения заданного направления при передвижении.
  • Точечные ориентиры . Отличаются небольшой площадью, однако отмечаются на картах: строения, башни, перекрестки, горные вершины и фабричные трубы и иные объекты. Применяются при определении собственного местоположения. Позволяют точно обозначить цель назначения или какое-то определенное место, квадрат.

Способы ориентирования карты

По сути, процесс ориентирования на местности по карте состоит из двух этапов . Первый — ориентирование самой карты относительно сторон света, второй — . Разберем первый этап.

Любая карта, кроме отображения рельефа и легенды, имеет стороны света. Как правило, север размещается сверху карты, юг – снизу, соответственно, запад будет слева а восток – справа, но возможны и другие вариации. Ориентирование карты заключается в таком ее размещении, при котором обозначения сторон света на ней совпадали бы с реальными направлениями. Есть несколько способов ориентирования.

Ориентирование карты по компасу

Самый простой способ, поскольку для его использования не требуется искать какие-либо ориентиры. В связи с чем и производится на закрытой, бедной ориентирами местности. Чтобы сориентировать карту, приложите к одной из ее вертикальных линий. Например, к линиям километровой сетки, или к раме, компас так, чтобы направление стрелки компаса совпадало с направлениями сторон света на карте. Обычно в таких случаях северный конец стрелки компаса совпадает с верхним краем карты. При этом, есть некоторые тонкости, которые зависят от того, к какой части карты Вы прикладываете компас.

Так, если прибор был приложен к километровой сетке, после его размещения карту, как уже говорилось, следует повернуть в горизонтальной плоскости так, чтобы верх рамки карты совпал с северным направлением компаса. При этом магнитная стрелка прибора отклонится от отметки севера на величину поправки. Поправка при этом будет составлять сумму угла сближения меридианов и угла магнитного склонения.

Если же компас размещается относительно рамки карты, или истинного меридиана, то поправкой в таком случае будет являться просто угол магнитного склонения .


В случае, когда поправка положительна, стрелка компаса располагается правее северной отметки, а если отрицательна, то левее.

Ориентирование карты по линиям местности

Для этого нужно, чтобы в пределах видимости находились линейные объекты. Например, железная дорога, линии электропередач и т.п. Карту следует повернуть так, чтобы изображение этого линейного объекта совпадало с его реальным направлением. Все объекты, которые располагаются слева и справа от этого объекта должны совпадать с их изображениями на карте.


Ориентирование карты по направлениям на ориентир

Используется в том случае, если под рукой нет компаса и поблизости нет линейных объектов. Для ориентирования необходимо, чтобы место, на котором находится наблюдатель, было определено на карте, и с этого места был бы заметен какой-нибудь ориентир, также отображенный на карте. Таким образом, Вы сможете провести мысленный отрезок и так же мысленно наложить его на карту. Если воображение отказывает, можно воспользоваться линейкой.


Определение своего местоположения

Свое местоположение проще всего определить, если Вы находитесь у какого-нибудь заметного ориентира, отображенного на карте. Например, моста, сооружения, скалы и т.д. Место, где расположен этот ориентир и будет нужной точкой на карте. Если нет такой возможности, то можно оценить свое местоположение по близлежащим ориентирам на глаз. Или же измерением пройденного расстояния, засечкой по местному предмету или обратной засечкой. Есть и другие способы.

Засечкой по местному предмету

Промером расстояний

По ближайшим ориентирам

Обратной засечкой

Как опознать ориентир и сличить его с картой?

Сличить местность с картой – это значит опознать окружающий рельеф в изображениях, представленных картой. Рельеф имеет большое значение при прохождении маршрута. Особенно это касается походов по опасной местности – болоту или горам. Не разглядев опасный участок, Вы рискуете сойти с безопасного маршрута и, например, или сорваться в пропасть. Чтобы опознать на карте наблюдаемый объект, необходимо хотя бы приблизительно рассчитать расстояние до него и азимут от севера или иного известного и определенного направления. Затем, проведите на карте это расстояние, в масштабе, с поправками на установленное отклонение. После этого, как правило, объект уже определяется визуально.

Если же Вам нужно, наоборот, найти на местности объект, обозначенный на карте, то следует выполнить такую последовательность действий:

  1. Сориентируйте карту;
  2. Определите собственное местоположение;
  3. Рассчитайте по карте расстояние до искомого объекта;
  4. Определите дирекционный угол и азимут искомого объекта и произведите визуальный поиск на местности в нужном направлении.

Отметим, что при сличении карты с местностью, следует не только определить на ней наблюдаемые предметы, но и изучить особенности рельефа. Поскольку его форма сильно влияет на прохождение маршрута, при построении которого могли быть допущены ошибки. Как говорится: «Было гладко на бумаге, да забыли про овраги – как по ним ходить?». В таком случае придется перестраивать маршрут на месте, с использованием обновленных данных.

Что делать, если направление потеряно, а ориентира нет?

Бывает и так, что точные ориентиры найти не получается, в таком случае вариантов местоположения может быть несколько. Если Вы потеряли направление, тогда нужно вернуться на то место, где было точно . Затем следует собраться и снова начать движение в нужную сторону, но при этом чаще сверяться с картой. Такой вариант проще всего в техническом плане. Также, Вы можете определить крупные объекты, например, реки, хребты, леса и др. и пройти по азимуту к любому из указанных мест. После этого нужно сориентироваться, выявить отклонение и пройденное расстояние, чтобы вернуться на маршрут. Имеет смыл взобраться на возвышение, чтобы лучше осмотреть все и разведать обстановку.

Маршруты могут пролегать через места, где и вовсе нет ориентиров. В таком случае важно уметь предвидеть такие отрезки, и заранее их определять, еще на этапе планирования похода, чтобы можно было без проблем их преодолеть.

Уверенное ориентирование и выдерживание заданного направления движения по карте во многом зависит от подготовки к ориентированию. Основной задачей при этом является предварительное изучение условий ориентирования по маршруту движения и заблаговременная подготовка данных, необходимых для контроля правильности движения.

Подготовка к ориентированию включает в зависимости от обстановки полностью или частично следующие мероприятия: выбор и изучение маршрута движения, подъем его на карте, измерение протяженности маршрута и разбивку его на отдельные участки, определение азимутов направлений движения на участках, затруднительных для ориентирования по карте, проверку исправности компаса (гирополукомпаса) и спидометра.

Выбор и изучение маршрута. Маршрут движения выбирается по карте с учетом условий обстановки и характера местности. Предпочтение отдается дорогам с твердым покрытием.

Изучение заданного или выбранного маршрута движения выполняют в такой последовательности:

Просматривают маршрут на карте, уясняют характеристику дорог и особенности прилегающей к ним местности, устанавливают наличие придорожных сооружений, которые могут быть ориентирами, отмечают на карте участки, где следует уточнить условия ориентирования;

На отмеченных участках детально изучают местные предметы и формы рельефа, которые могут служить надежными ориентирами; особенно тщательно изучают места поворотов маршрута, перекрестков и развилок дорог, въездов в населенные пункты и выездов из них;

По всему маршруту выбирают через 5-10 км контрольные ориентиры; они должны быть наиболее устойчивыми объектами местности и легко опознаваться при подъезде к ним.

Подъем маршрута на карте. Маршрут на карте поднимают цветным карандашом обычно коричневого цвета. Контрольные ориентиры обводят кружками. Вдоль маршрута проводят прерывистую линию, которая не должна закрывать условный знак дороги, а также по возможности условные знаки местных предметов вдоль нее. Затем измеряют расстояния между контрольными ориентирами, в измеренные расстояния вводят поправки за рельеф и извилистость маршрута (см. табл. 6). Например, если коэффициент поправки равен 1,1, то на карте масштаба 1:100000 десятикилометровый участок откладывают отрезком, равным 9 см. После этого переводят расстояния между ориентирами в показания спидометра и подписывают их у контрольных ориентиров (рис. 76).

При подготовке к движению в условиях, не благоприятных для ориентирования, определяют и подписывают на карте магнитные азимуты направлений движения, чтобы можно было быстро перейти к ориентированию в пути по компасу (гирополукомпасу).

Ориентирование в пути. Перед началом движения на исходном пункте записывают показания спидометра, время начала движения, сличают карту с местностью и определяют направление пути.

Во время движения карту держат перед собой ориентированной, постоянно сличают ее с местностью, следят за прохождением намеченных ориентиров, сверяя показания спидометра. Таким образом осуществляется непрерывное ориентирование, которое обеспечивает правильность выдерживания указанного направления движения.

В бою выдерживание направления движения осуществляется по ориентирам, указанным непосредственно на местности и заранее хорошо изученным.

На марше к карте обязательно обращаются при подходе к перекрестку или развилке дорог. Примерно за 200-500 м до поворота механику-водителю указывается место предстоящего поворота и направление дальнейшего движения. Например: “Через 500 м поворот направо на просеку”.

При въезде в лес или на участок, где мало ориентиров, записывают показания спидометра. Это позволяет в любой момент времени определить свое местоположение по пройденному расстоянию, которое при необходимости откладывается на карте.

К наблюдению за ориентирами в пути, особенно при движении ночью, обычно привлекают всех членов экипажа. Для этого их предварительно знакомят с маршрутом движения, а в ходе марша заранее предупреждают о предстоящем появлении ориентира.

Особенности ориентирования при движении в различных условиях. Ориентирование при движении ночью. В предвидении совершения марша ночью маршрут выбирается так, чтобы он проходил по дорогам или вдоль каких-либо линейных местных предметов. Контрольные ориентиры по маршруту намечают на более близких расстояниях друг от яруга, чем при движении днем.

Свое местоположение на карте в движении определяют чаще всего по пройденному расстоянию, откладывая его от исходного пункта или контрольного ориентира по направлению совершаемого движения.

При планировании движения вне дорог предварительно готовят данные для движения по азимутам. Повороты маршрута намечают у местных предметов, которые можно легко опознать ночью.

Ориентирование при движении в лесу. Маршрут движения в лесу обычно намечают по дорогам и просекам. Направления движения выдерживают, как правило, по азимутам, особенно при движении в пешем порядке или на лыжах. Свое местоположение в лесу определяют по пройденному расстоянию, поэтому в пути необходимо чаще контролировать правильность направления движения и пройденное по маршруту расстояние.

Ориентирование при движении в пустыне (степи). Маршрут движения в пустынной местности выбирают так, чтобы он включал имеющиеся на местности ориентиры: дороги, русла высохших рек, отдельные курганы, колодцы, оазисы и др. Движение совершают по азимутам, которые подготавливают заранее. Общее направление движения можно выдерживать по небесным светилам или по следу своей машины, если движение происходит прямолинейно.

Ориентирование при движении в горной местности. Маршрут движения в горной местности намечают обычно по лощинам, горным проходам и перевалам. В качестве ориентиров могут быть намечены выделяющиеся вершины гор, седловины, обрывы, скалы, осыпи и другие формы рельефа. Хорошими ориентирами служат горные реки и ручьи, протекающие в долинах. Кроме ориентиров по маршруту полезно намечать вспомогательные ориентиры, видимые со многих точек маршрута. Ими могут быть выступы горного хребта, заснеженные вершины гор. Вспомогагельные ориентиры используются для выдерживания общего направления движения.

Ориентирование при движении в крупном населенном пункте. Маршрут движения через крупный населенный пункт обычно намечают по главным и магистральным улицам. Такие упицы четко выделяются на карте. В качестве ориентиров по маршруту могут быть площади, путепроводы, мосгы, памятники, церкви и другие выделяющиеся местные предметы.

При подходе к населенному пункту тщательно сличают карту с местностью и возможно точнее определяют место въезда в населенный пункт. В самом населенном пункте карту ориентируют по направлзнию улицы, по которой совершают движение.

Важное значение при движении по крупному населенному пункту имеет своевременное предупреждение водителя о поворотах на маршруте, так как проезд намеченного поворота может привести к потере ориентировки.

Ориентирование на местности, подвергшейся значительным разрушениям. В районе массовых разрушений карта часто че будет соответствовать местности, что существенно зчтруднит ориентирование. Поэтому для ориентирования в таких районах заранее готовят данные для движения по азимутам. Наиболее устойчивыми ориентирами в районах разрушений являются дороги с твердым покрытием, полотно железных дорог, типовые формы рельефа (вершины гор и холмов, хребты, седловины, лощины).

При ориентировании в движении по сильно измененной местности часто придется обходить различные препятствия и определять свое местоположение по остаткам разрушенных местных предметов. Широкое применение в этих условиях найдет наземная навигационная аппаратура (см, гл. 6), которая позволяет уверенно ориентироваться на местности в любых условиях.

Восстановление потерянной ориентировки. При действиях на незнакомой местности могуг быть случаи, когда из-за недостаточных навыков в ориентировании ориентировка будет потеряна. Первый признак потери ориентировки-на местности не находят объектов, обозначенных на карте, и не могут определить на ней хотя бы приближенно свое местоположение. Для восстановления ориентировки надо попытаться найти на карте свое местоположение путем сличения карты с местностью, предварительно ориентировав карту по сторонам горизонта. Район, в котором предположительно находится место остановки, можно определить, восстановив хотя бы приближенно направление движения от последнего, уверенно опознанного ориентира и пройденное расстояние от него. Если путем сличения карта с местностью восстановить ориентировку затруднительно, можно воспользоваться следующими способами.

Графическое определение на карте района местонахождения. На ориентированной карте от условного знака последнего пройденного ориентира, который был уверенно опознан, проводится прямая, соответствующая направлению последнего участка маршрута. Отложив на прямой пройденное расстояние от ориентира, устанавливают дальнюю границу района местонахождения. Ближняя граница определяется в пределах 3/4 расстояния, пройденною от последнего ориентира. Например (рис. 77), подразделение, совершая марш, достигло северной окраины населенного пункта Осетр (показание спидометра 61,3). Затем, двигаясь к населенному пункту Холм, что в 12,4 км от пункта Осетр, в качестве промежуточного ориентира был намечен мост через реку Уводь. На 4 км пути водитель машины по ошибке свернул влево на проселочную дорогу, на которой также оказался мост, принятый за намеченный промежуточный ориентир. Когда на спидометре появилась цифра 73,7, командир обнаружил потерю ориентировки. Судя по пройденному расстоянию, подразделение должно было находиться в населенном пункте Холм, а фактически оно оказалось в лесу. Уточнив по компасу среднее направление движения от пункта Осетр, командир прочертил его на карте, отложил на нем пройденное расстояние (12 км) и из полученной точки ограничил предполагаемый район своего местонахождения радиусом 3 км (1/4 пройденного пути). После тщательного изучения обозначенного района была обнаружена развилка дорог-место ошибочного поворота с маршрута. Убедившись, что подразделение находится на проселочной дороге, обозначенной на карте, не представляет труда определить точку своего стояния, например по ближайшей по ходу движения развилке дорог, и наметить путь к конечному пункту или к выходу на маршрут.

По линейному ориентиру (рис. 78). Подразделение, двигаясь по заросшей лесной дороге, не обозначенной на карте, достигло лесной поляны. По пройденному расстоянию командир определил вероятный район местонахождения подразделения. На карте в этом районе показано несколько похожих друг на друга полян. Измеренный магнитный азимут направления поляны, на которую вышло подразделение, оказался равным 6°. Таких полян, вытянутых в направлении по азимуту 6°, показано на карте три. Командир внимательно изучил их и установил, что одна из полян находится в лощине, другая расположена в седловине, а третья-на ровном участке местности. Эти особенности расположения полян на рельефе позволили быстро разобраться в обстановке и определить точку стояния (поляна на седловине).

Точное ориентирование на местности, особенно при действиях в сложных условиях обстановки, является одним из важнейших вопросов в деятельности подразделений МВД России. Умение быстро и точно ориентироваться на местности в любых условиях является одним из важнейших элементов служебно-боевой подготовки сотрудников ОВД.

Ориентирование на местности по карте с использованием простейшего навигационного прибора - магнитного компаса - является основным и наиболее широко распространенным способом ориентирования. Хотя современной навигационной аппаратуре и принадлежит все возрастающая роль, но без топографической карты эффективно использовать эту аппаратуру невозможно. По карте готовятся исходные данные для работы с этой аппаратурой, осуществляется контроль за продвижением по маршруту.

Ориентироваться на местности - значит определить свое местоположение и направления на стороны горизонта относительно окружающих местных предметов и форм рельефа, найти указанное направление движения и точно выдержать его в пути.

Формы рельефа и местные предметы, относительно которых определяют свое местоположение, а также положение целей (объектов), указывают направление движения, называются ориентирами. Они легко опознаются при обзоре окружающей местности, так как выделяются своими размерами, формой, окраской.

Ориентиры подразделяются на:

площадные,

линейные

точечные.

К площадным ориентирам относятся населенные пункты, отдельные массивы леса, рощи, озера, болота и другие объекты, занимающие большие площади. Такие ориентиры легко опознаются и запоминаются при изучении местности.

Линейные ориентиры - это местные предметы и формы рельефа, имеющие большую протяженность при сравнительно небольшой их ширине, например - дороги, реки, каналы, трубопроводы, линии электропередач, связи, узкие лощины и т. п. Они используются, как правило, для выдерживания направления движения.

К точечным ориентирам относятся трубы заводов и фабрик, постройки башенного типа, ретрансляторы, перекрестки дорог, путепроводы, ямы и другие местные предметы, занимающие небольшую площадь. Эти ориентиры используются обычно для точного определения своего местоположения, положения целей, указания секторов огня, полос наблюдения.

Способы ориентирования на местности.

Ориентироваться на местности можно по топографической карте и приборам наземной навигации. Топографическая карта позволяет быстро разобраться в обстановке на сравнительно большом участке местности, что облегчает ориентирование. Приборы наземной навигации позволяют в любых условиях точно определить свое местоположение на местности и уверенно выдерживать нужное направление движения. Вместе с тем широко применяются и простейшие способы ориентирования на местности: по компасу, по небесным светилам и по признакам местных предметов.

Топографическое ориентирование заключается в ориентировании на местности. Оно способствует быстрому уяснению местоположения ориентиров, рубежей, целей и своих задач. При топографическом ориентировании вначале указывают направление на одну из сторон горизонта, обычно на север, затем свое местоположение и положение окружающих местных предметов, формы рельефа и расстояния до них. После этого указываются ориентиры и проводится тактическое ориентирование.

Тактическое ориентирование проводится в целях уточнения положения вооруженных групп преступников (бандформирований), своих специальных групп (подразделений), соседей, а также изучения местности. Руководитель (командир) проводит тактическое ориентирование в следующей последовательности:

Встав лицом в направлении нахождения вооруженных преступников, показывает направление на одну из сторон горизонта (обычно указывается сторона горизонта в направлении действий подразделения).

Определяет свою точку стояния относительно ярко выраженного ориентира (местного предмета). Если при ориентировании используется карта, то указывается и квадрат координатной сетки.

Показывает справа налево характерные местные предметы, формы рельефа, указывает направление и расстояние до ненаблюдаемых предметов.

Назначает (уточняет) справа налево и по рубежам от себя в сторону действий вооруженных преступников;

5. Показывает исходный рубеж подразделениям и группам.

Топографическое ориентирование может применяться при докладе по средствам связи о своем местоположении в тех случаях, если нет карты или потеряна ориентировка на местности. По указанным ориентирам (местным предметам) руководитель (командир) определяет местоположение подразделения на топографической карте. Поэтому при топографическом ориентировании выбираются наиболее характерные площадные и линейные ориентиры, которые легко и быстро можно найти на карте.

Определение направлений на стороны горизонта. Направления на стороны горизонта определяют по компасу, небесным светилам и по некоторым признакам местных предметов.

Ориентирование по компасу. Для определения сторон горизонта чаще всего пользуются компасом. С помощью компаса можно ориентироваться в любое время суток и в любую погоду. Компас позволяет не только найти стороны горизонта, но и определить на местности нужное направление движения и точно выдержать это направление в пути.

Существует большое количество разновидностей компасов. Наиболее широкое применение при ориентировании на местности получили компас Адрианова, ученический КА-У, «Турист-2», «Азимут», спортивный компас.

Компас Адрианова или компас ученический КА-У состоит из корпуса, в центре которого на острие иглы помещена магнитная стрелка. При незаторможенном состоянии стрелки ее северный конец устанавливается в направлении на Северный магнитный полюс, а южный -- на Южный магнитный полюс. В нерабочем состоянии стрелка закрепляется тормозом. Два ушка снаружи корпуса служат для крепления ремешка. Внутри корпуса компаса помещена круговая шкала (лимб), разделенная на 120 делений. Цена одного деления составляет 3°.

Шкала имеет двойную оцифровку; внутренняя оцифровка нанесена по ходу часовой стрелки от 0 до 360° через 15° (5 малых делений шкалы). Внешняя оцифровка шкалы нанесена против хода часовой стрелки. На ней нанесены также буквы обозначающие стороны горизонта: «С» - север (Nord), «Ю» - юг (Sud), «В» - восток (Ost или Est) и «3» - запад (West). На некоторых компасах буквы «С» нет, но там, где она должна быть, нанесен большой штрих. Для визирования на местные предметы (ориентиры) и снятия отсчетов по шкале компаса на вращающемся кольце (крышке) компаса закреплено визирное приспособление (мушка и целик) и указатель отсчетов.

Северный конец магнитной стрелки, указатели отсчетов и штрихи на шкале, соответствующие основным сторонам горизонта, покрыты светящейся в темноте краской, что облегчает пользование компасом ночью.

Компас «Турист-2» предназначен для более точного ориентирования на местности. Это достигается наличием у него зеркала, вращающейся шкалы с обозначением сторон горизонта и визирных указателей на основании корпуса и откидывающейся крышке компаса. Зеркало с прорезью и визирные указатели одновременно позволяют смотреть на ориентир и, не меняя положение компаса относительно глаза, видеть положение магнитной стрелки относительно шкалы.

Спортивный компас имеет следующие основные особенности. Корпус, в котором помещена магнитная стрелка, наполнена специальной жидкостью. Благодаря этому стрелка быстро успокаивается и почти не колеблется при движении.

Чтобы с помощью этого компаса измерить дирекционный угол какого-нибудь направления, надо положить компас так, чтобы масштабная линейка совместилась с этим направлением, вращая лимб компаса, установить линии (риски) на дне его корпуса параллельно вертикальной линии координатной сетки, сделать отсчет по лимбу против индекса. При этом, во избежание ошибки в дирекционном угле на 180 градусов, надо следить за тем, чтобы буква N была обращена на север.

Правила обращения с компасом. Для проверки исправности и пригодности компаса к работе надо убедиться, что магнитная стрелка достаточно чувствительна. Для этого ее выводят из равновесия, подносят какой-либо стальной или железный предмет. Стрелка исправного компаса должна быстро возвращаться в исходное положение. Если она возвращается в исходное положение медленно или не возвращается вовсе, то компас нуждается в ремонте. Компас необходимо предохранять от ударов и падений. При залипании стрелки, что возможно при образовании электростатических зарядов на стекле, их надо снять прикосновением руки или влажной салфетки к стеклу. Компас нельзя хранить вблизи предметов из магнитных материалов.

При работе с компасом следует всегда помнить, что под влиянием сильных электромагнитных полей или близко расположенных металлических предметов стрелка отклоняется от правильного ее положения. Поэтому им не следует пользоваться вблизи линий электропередач, на полотне железной дороги и в машине. Непосредственно в машине определять направления по компасу возможно лишь приближенно, с точностью 10-20 градусов.

Для определения направлений по компасу необходимо отходить от автомашины на 10 - 20 м, а от боевой техники и крупных металлических конструкций - на расстояние 40 - 50 метров.

Для того, чтобы светящиеся части лучше были видны в темноте, нужно зарядить их, подержать компас открытым в течении 15-20 минут при ярком солнечном или электрическом свете.

Определение направлений на стороны горизонта по компасу. Для определения направлений на стороны горизонта вращением кольца устанавливают указатель отсчета, расположенный против мушки, на нулевое деление шкалы, а компас приводят в горизонтальное положение. После этого отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас так, чтобы стрелка компаса совпала с нулевым отсчетом шкалы, и, не меняя положения компаса, визируют через целик и мушку, замечают на линии визирования удаленный ориентир, который используют для указания направления на север с точки стояния.

Определение направлений на стороны горизонта по небесным светилам. При отсутствии компаса или в районах магнитных аномалий, где компас может дать ошибочные показания (отсчеты), стороны горизонта можно определить по небесным светилам: днем - по Солнцу, а ночью - по Полярной звезде или Луне.

В Северном полушарии Солнце примерно в 7.00 находится на востоке, в 13.00 - на юге, в 19.00 - на западе. Положение Солнца в эти часы и укажет соответственно направления на восток, юг и запад.

Для более точного определения сторон горизонта по Солнцу используются наручные часы. В горизонтальном положении они устанавливаются так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате часов делится пополам прямой линией, которая указывает направление на - юг. До полудня надо делить пополам ту дугу (угол), которую стрелка должна пройти до 13.00, а после полудня - ту дугу, которую она прошла после 13.00.

Полярная звезда всегда находится на севере. Ночью на безоблачном небе ее легко найти по созвездию Большой Медведицы. Через две крайние звезды Большой Медведицы нужно мысленно провести прямую линию и отложить на ней пять раз отрезок, равный расстоянию между крайними звездами. Конец пятого отрезка укажет положение Полярной звезды, которая находится в созвездии Малой Медведицы (конечная звезда в ручке малого ковша).

Полярная звезда может служить надежным ориентиром для выдерживания направления движения, так как ее положение на небосклоне с течением времени практически не изменяется. Точность определения направления по Полярной звезде составляет 2-3°.

По Луне стороны горизонта определяются более точно, когда виден весь ее диск (полнолуние). В таблице приведены стороны горизонта, на которых находится Луна в различных фазах.

Определение сторон горизонта по признакам местных предметов. Если нет компаса и не видно небесных светил, то стороны горизонта могут быть определены по признакам местных предметов:

летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;

снег быстрее подтаивает на южных склонах; в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины -- шипы, направленные на юг;

просеки в лесах, как правило, ориентируются в направлении «Север - Юг» или «запад - восток», нумерация кварталов лесных массивов идет с запада на восток и далее на юг;

алтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны;

Алтари католических церквей (костелов) обращены на запад;

приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север.

Определение сторон горизонта по растениям и живым компасам. В природе много живых компасов, надо только уметь ими пользоваться. Вот некоторые из них:

В горах дуб чаще произрастает на южных склонах;

кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы светлее) - на южной;

у сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу;

на пнях, свежеспиленных хвойных деревьев, хорошо просматриваются годовые кольца, которые более плотно расположены с северной стороны и растянуты с южной стороны;

с северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками;

весной травяной покров быстрее зеленеет и более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами, а в жаркий период лета - на южных, затемненных.

Компасом могут служить и всем известные подсолнечник и череда. Растения эти очень светолюбивые, поэтому их головки всегда повернуты к солнцу. Даже если солнце скрыто за облаками, подсолнечник и череда все равно смотрят в его сторону. Поэтому головки череды и подсолнечника никогда не обращаются к северу - они повернуты (в зависимости от часа дня) либо к востоку, либо к югу, либо к западу. При помощи подсолнечника или череды можно довольно точно определить направление. Для этого надо запомнить: летом солнце на востоке бывает примерно в 7 часов утра, на юге - в час дня, на западе - в 19 часов, на юго-западе - в 17 часов дня.

Живыми компасами являются муравьи. Лесные муравейники почти всегда располагаются у какого-нибудь дерева, пня или куста и обязательно с южной стороны, чтобы полнее использовать солнечное тепло. Форма муравейника также указывает, где находится север. Южная сторона муравейника отлогая, северная - значительно круче.

Определение направлений на местности.

Направление на местный предмет (объект) определяется и указывается величиной горизонтального угла между начальным направлением и направлением на предмет (объект) или магнитным азимутом. При этом за начальное может быть принято направление на одну из сторон горизонта или на хорошо видимый удаленный местный предмет (ориентир).

Магнитный азимут - горизонтальный угол, измеренный по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Его значения могут быть от 0 до 360°.

Магнитный азимут направления определяется с помощью компаса. При этом отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого магнитного азимута направления на местный предмет.

Азимут направления с точки стояния на местный предмет называется прямым магнитным азимутом. В некоторых случаях, например, для отыскания обратного пути, используют обратный магнитный азимут, который отличается от прямого на 180°. Чтобы определить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°.

Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить на шкале компаса против мушки отсчет, равный значению заданного магнитного азимута, затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы. После этого, не меняя положения компаса, следует заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный ориентир. Направление на ориентир и будет определяемым направлением, соответствующим заданному азимуту.

Измерение расстояний на местности

Расстояния на местности в зависимости от обстановки, характера решаемой задачи и необходимой точности измеряют глазомерно; по спидометру машины; по угловым и линейным размерам предметов; промером шагами; по соотношению скоростей света и звука; на слух; по времени и скорости движения; геометрическими построениями на местности.

Для измерений больших расстояний, требующих большой точности, используют различные приборы: радиодальномеры, светодальномеры, дальномеры.

Житель равнины неплохо оценивает расстояние на ровном месте, но делает грубые ошибки в горах. Горожанин часто теряется, когда ему надо определить расстояние в естественных природных условиях.

Измерение расстояний на глаз. Способность человека оценивать на глаз расстояния до окружающих его предметов и размеры предметов называется глазомером. Глазомерным способом, самым простым и быстрым, должен отлично владеть каждый сотрудник органов внутренних дел. Способность оценивать расстояния на глаз основывается на следующем:

чем ближе предмет, тем яснее и резче мы его видим и тем больше

внешних подробностей на нем различаем;

Чем ближе предмет, тем он кажется больше.

Прежде всего, необходимо развить у себя способность мысленно представлять и уверенно отличать на местности несколько наиболее применяемых отрезков расстояний в 100, 200, 400, 800 и 1000 м. Изучив как следует эти исходные отрезки и запечатлев их в своей зрительной памяти, легко научиться мысленно сравнивать с ними и оценивать другие расстояния.

В процессе такой тренировки основное внимание надо обращать на учет побочных явлений, которые влияют на точность глазомерного определения расстояний. Основные из них:

Более крупные предметы кажутся ближе мелких предметов, находящихся на том же расстоянии.

Более близкими кажутся предметы, видимые резче и отчетливее, поэтому:

предметы яркой окраски (белой, желтой, алой) кажутся ближе, чем предметы темных цветов (черного, коричневого, синего);

предметы, освещенные ярко, кажутся ближе освещенных слабо, находящихся на том же расстоянии;

во время тумана, дождя, в сумерки, в пасмурные дни, при насыщенности воздуха пылью наблюдаемые предметы кажутся дальше, чем в ясные солнечные дни;

чем резче разница в окраске предметов и фона, на котором они видны, тем более уменьшенными кажутся расстояния до этих предметов; например, зимой снежное поле как бы приближает все находящиеся на нем более темные предметы.

3. Чем меньше промежуточных предметов находится между глазом и наблюдаемым предметом, тем этот предмет кажется ближе, в частности:

предметы на ровной местности кажутся ближе; особенно сокращенными кажутся расстояния, определяемые через обширные открытые водные пространства - противоположный берег всегда кажется ближе, чем в действительности;

складки местности (овраги, лощины), пересекающие измеряемую

линию, как бы уменьшают расстояние;

при наблюдении лежа предметы кажутся ближе, чем при наблюдении стоя.

4. При наблюдении снизу вверх от подошвы горы к вершине предметы кажутся ближе, а при наблюдении сверху вниз -- дальше.

Глазомерная оценка расстояний может облегчаться и контролироваться следующими приемами:

использованием нескольких глазомерщиков для измерения одной и той же линии независимо друг от друга (среднее из результатов всех определений дает более точную величину расстояния при условии, конечно, что все глазомерщики будут одинаково хорошо натренированы);

сравнением измеряемого расстояния с обозначенным на местности протяжением, величина которого известна (например, вблизи измеряемого участка может проходить воздушная линия связи или линия электросети, расстояние между столбами которых известно; точно так же может быть использовано расстояние между километровыми столбами и т. п.).

Точность глазомерного определения расстояний зависит также от натренированности наблюдателя. Практически установлено, что точность определения расстояний глазомером весьма различна: на ближних дистанциях до 1000 м. при наличии некоторого опыта может колебаться в пределах 10 - 15 %, на средних дистанциях (2-4 км) может достигать 20 - 30 %, а на больших дистанциях свыше 4 км. ошибка может достигать до 40 - 50 %.

Степень уменьшения предметов по высоте изменяется в зависимости от расстояния. Так, при расстоянии 100, 200, 300, 400, 500 м. степень уменьшения предметов соответственно достигает 1:1, 1:2, 1:3, 1:4, 1:5 и т. д. При этом учитывают влияние перечисленных выше факторов на видимость предметов. Затем установленные глазомерно расстояния проверяют по карте или непосредственно измеряют шагами и определяют величину погрешности. Определение расстояний и их проверку повторяют в различных условиях видимости до тех пор, пока измеряющий не приобретет соответствующих навыков оценки всех расстояний, при которых ошибка не будет превышать 10 %.

Измерение расстояний шагами. Способ применяется обычно при движении по азимуту, составлении схем местности, нанесении на карту (схему) отдельных объектов и ориентиров и в других случаях. Счет шагов ведется, как правило, парами (обычно под левую ногу). Чтобы не сбиться, после каждой сотни пар шагов делается отметка каким-нибудь способом (записать на бумаге, положить в карман камушек или шишку) и отсчет начинается снова. Чтобы повысить точность измерения расстояний шагами, необходимо:

натренироваться в ходьбе ровным шагом, особенно в неблагоприятных условиях (на подъемах и спусках, при движении по кочковатому лугу, болоту, в кустарнике и т.п.);

Знать длину своего шага в метрах.

При переводе измеренного расстояния шагами в метры число пар шагов умножают на длину одной пары шагов. Например, между точками поворота на маршруте пройдено 254 пары шагов. Если длина одной пары шагов равна 1,6 м, то: Д = 254 п.ш. х 1,6 м = 406,4 м

Обычно шаг человека среднего роста (170 см) равен 0,7- 0,8 м. Длину своего шага достаточно точно можно определить по формуле:

Д=(Р: 4)+ 0,37

где: Д - длина одного шага в метрах; Р - рост человека в метрах.

Например, если рост человека 1,72 м, то длина его шага:

Д=0,43 + 0,37 = 0,8 0

Более точно длина шага определяется промером какого-нибудь ровного линейного участка местности, например - дороги, протяженностью 200 - 300 м, который заранее измеряется мерной лентой (рулеткой и т. п.). Для определения длины шага необходимо пройти измеренный участок несколько раз, считая шаги, затем посчитать среднее арифметическое количество шагов на участке, разделить протяженность участка на среднее арифметическое количество шагов. Полученный результат и будет длиной одного шага. При приближенном измерении расстояний длину пары шагов принимают равной 1,5 м.

Средняя ошибка измерения расстояний шагами в зависимости от условий движения составляет около 2 - 5 % пройденного расстояния.

Определение расстояний по спидометру. Расстояние, пройденное машиной, определяется как разность показаний спидометра в начале и конце пути. При движении по дорогам с твердым покрытием оно будет на 3 - 5 %, а по вязкому грунту - на 8 - 12 % больше действительного расстояния.

Определение расстояний по линейным размерам предметов. С помощью линейки, расположенной на расстоянии 50 см от глаза, измеряют в миллиметрах высоту (ширину) наблюдаемого предмета. Затем действительную высоту (ширину) предмета в сантиметрах делят на количество миллиметров линейки, перекрывавших этот предмет, результат умножают на постоянное число 5 и получают искомую дальность до предмета в метрах.

Например, телеграфный столб высотой 6 м закрывает на линейке отрезок 10 мм. Следовательно, расстояние до него: Д=(600: 10) х 5 = 300м

Ориентирование на местности по карте. Ориентирование карты по направлениям на стороны горизонта, на ориентиры, по линейному ориентиру. Опознавание ориентиров

Ориентирование на местности по карте

Карта - основное средство ориентирования. Топографическая карта была и остается надежным путеводителем по незнакомой местности. С помощью карты можно быстро и точно определить свое местоположение, указать обнаруженные цели, уверенно выдержать заданный или намеченный маршрут движения.

Ориентирование на местности по карте включает ориентирование карты, сличение ее с местностью и определение своего местоположения (точки стояния).

Ориентирование карты по направлениям на стороны горизонта, на ориентиры, по линейному ориентиру

Ориентировать карту - это значит расположить ее в горизонтальной плоскости так, чтобы северная (верхняя) сторона рамки карты была обращена на север. При таком положении карты расположение местных предметов и форм рельефа на местности будет соответствовать расположению условных знаков на карте.

Ориентирование карты может быть выполнено по направлениям на стороны горизонта, на ориентиры, по линейному ориентиру.

Ориентирование карты по направлениям на стороны горизонта

Точное ориентирование карты по компасу: а - компас установлен на вертикальной линии сетки; б - компас установлен на боковой (западной) рамке карты

По компасу карту ориентируют, когда не определено свое местоположение на ней или с точки стояния не видно ориентиров.

При приближенном ориентировании карты вначале по компасу определяют направление на север, затем поворачивают карту так, чтобы верхняя сторона рамки была обращена в сторону севера.

При точном ориентировании карты по компасу вначале указатель отсчета компаса устанавливают против деления шкалы, равного поправке направления, если компас устанавливают на вертикальной линии километровой сетки, или величине магнитного склонения, если компас устанавливают на западную или восточную сторону рамки карты.

Если поправка направления (магнитное склонение) положительная (восточное), указатель отсчета устанавливают вправо от нулевого деления шкалы, а если отрицательная (западная) - влево.

Затем компас устанавливают на карту так, чтобы нулевой диаметр его лимба совпал с одной из вертикальных линий координатной сетки или с одной из боковых сторон рамки карты (западной или восточной), а северный конец магнитной стрелки был направлен к северной стороне рамки карты. Не меняя положения компаса, карту поворачивают в горизонтальном положении до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки не установится против отсчета, который предварительно был установлен на шкале.

Если поправка направления (или величина магнитного склонения) меньше 3°, т. е. равна цене деления шкалы компаса, она при ориентировании карты не учитывается.

Ориентирование карты на ориентиры, по линейному ориентиру


Приближенное ориентирование карты по линейному ориентиру

По линейному ориентиру карта может быть ориентирована приближенно или точно.

Для приближенного ориентирования достаточно повернуть карту так, чтобы мысленно проведенное от точки стояния направление вдоль условного знака линейного ориентира на карте, например дороги, совпало с направлением этого ориентира на местности. Приближенное ориентирование карты выполняют чаще всего на марше при сличении карты с местностью в движении и контроле за прохождением заранее намеченных или выбранных ориентиров - перекрестков и развилок дорог, мостов, населенных пунктов и других характерных объектов.

Свое местоположение на карте в таком случае определяют также приближенно, на глаз.

Для точного ориентирования карты используют визирную линейку или карандаш. Приложив линейку к условному знаку линейного ориентира, например дороги, совмещают ее направление с направлением этого ориентира на местности. Затем проверяют, все ли местные предметы и формы рельефа, расположенные на местности справа и слева от дороги, имеют такое же расположение на карте. Если это условие выполнено, карта ориентирована правильно.

По направлению на ориентир карту ориентируют так же, как и по линейному ориентиру. Отличие состоит лишь в том, что вместо линейного ориентира используют направление от точки стояния на какой-либо удаленный местный предмет (отдельное дерево, мост, ретранслятор, т. е. точечный ориентир), надежно опознанный на местности и на карте.

Точное ориентирование карты по направлению на точечный ориентир

При приближенном ориентировании карты этим способом ее поворачивают в горизонтальном положении так, чтобы мысленно проведенное на карте направление от точки стояния на условный знак местного предмета примерно совпало с этим направлением на местности.

Точное ориентирование карты по направлению на удаленный местный предмет (ориентир) выполняют с помощью визирной линейки или карандаша.

Линейку прикладывают на карте боковой гранью к точке стояния (отдельный камень) и условному знаку того предмета, по направлению на который ориентируют карту (железнодорожный мост).

Затем поворачивают карту в горизонтальном положении так, чтобы предмет на местности оказался на линии визирования.

В таком положении карта будет ориентирована точно.

Опознавание ориентиров

Вначале опознают на местности и ориентированной карте площадные и линейные ориентиры. Если не удаётся опознать общие для карты и местности ориентиры, следует переместиться, чтобы открылась видимость на другие местные предметы и формы рельефа, и попытаться опознать эти ориентиры на карте. При отыскании на карте объектов, наблюдаемых на местности, учитывают их взаимное положение и положение относительно сторон горизонта. После опознавания крупных объектов опознают наблюдаемые на местности окружающие точечные ориентиры.

Определение на карте точки своего стояния

Точка стояния может быть определена на карте различными способами: по ближайшим ориентирам на глаз, промером пройденного расстояния и засечкой.


Определение точки стояния по ближайшим ориентирам

Способ определения точки стояния выбирается с учетом имеющегося времени, условий обстановки и требуемой точности.

Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз

Это наиболее распространенный способ. На ориентированной карте опознают один-два местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них и намечают точку своего стояния.

Если точка стояния на местности находится рядом с каким-либо местным предметом или его характерным изгибом (поворотом), изображенным на карте, то место расположения условного знака (точки поворота) этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния.

Определение своего местоположения промером расстояния . Этот способ чаще всего применяется при движении по линейному ориентиру или вдоль него (по дороге, просеке и т. д.), а также при движении по азимуту. На исходном пункте записывают отсчет по спидометру и начинают движение. При определении своего местоположения следует на карте отложить расстояние, пройденное от исходного пункта до точки остановки. Если движение совершается в пешем порядке или на лыжах, пройденное расстояние измеряется шагами или определяется по времени движения.

По направлению на ориентир и расстоянию до него точка стояния может быть определена, если на местности и на карте опознан только один ориентир. В этом случае на ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визируют ее на ориентир на местности, по краю линейки прочерчивают прямую линию и откладывают на ней расстояние от ориентира. Полученная на линии визирования точка и будет искомой точкой стояния.

Определение своего местоположения по створу . Створом называется прямая линия, проходящая через точку стояния и две другие характерные точки местности (ориентиры).
Если наблюдатель находится на линии створа, ее местоположение на карте может быть определено одним из следующих способов:

По створу и линейному ориентиру. Например, если мы находимся на линейном ориентире (дороге) и в створе с двумя местными предметами, достаточно прочертить на карте прямую линию через условные знаки местных предметов (ориентиров), в створе с которыми находится точка стояния на местности, до пересечения с дорогой. Точка пересечения линии створа с дорогой и будет искомой точкой стояния;

Определение точки стояния по створу и линейному ориентиру

Определение точки стояния по створу и боковому ориентиру

Определение точки стояния засечкой по боковому ориентиру


Определение точки стояния засечкой по трем ориентирам (обратной засечкой)


Определение точки стояния засечкой по измеренным (построенным) углам (способом Болотова)

По створу и боковому ориентиру. Например, створом служит направление улицы населенного пункта. Для определения точки стояния ориентируют карту по линии створа, а затем, приложив линейку к боковому ориентиру (отдельное дерево), визируют на него и прочерчивают прямую до пересечения с линией створа. В пересечении линии створа с линией визирования на ориентир и будет находиться точка стояния;

По измеренному расстоянию. Для этого на карте прочерчивают линию створа. Затем определяют расстояние до ближайшего ориентира, находящегося на линии створа, и откладывают это расстояние на прочерченной прямой (от ориентира на себя). Полученная на прямой точка будет точкой стояния.

Засечкой точку стояния определяют при условии хорошего обзора местности и наличии на ней местных предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными ориентирами.

По боковому ориентиру засечка производится, как правило, при движения по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира. Например, находясь на дороге, ориентируют карту, опознают на ней изображение хорошо видимого на местности предмета (ориентира), прикладывают визирную линейку к условному знаку ориентира и визируют на него.

Затем, не изменяя положение линейки, прочерчивают на карте прямую линию до пересечения с условным знаком дороги. Место пересечения прочерченной линии с условным знаком дороги будет искомой точкой стояния.

Этим способом наиболее точно определяют свое местоположение на карте, если направление на боковой ориентир пересекается с направлением движения под прямым углом.
Такой случай называется засечкой по перпендикуляру.

По двум-трем ориентирам засечка чаще всего выполняется, когда свое местоположение на карте не обозначено.

Карту ориентируют по компасу и опознают на местности два-три ориентира, изображенных на карте. Затем, как и в предыдущем случае, визируют поочередно на выбранные ориентиры и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Все эти направления должны пересечься в одной точке, которая будет точкой стояния. Такая засечка часто называется обратной.

Засечка по измеренным (построенным) углам (способ Болотова) выполняется в такой последовательности:

С помощью башенного угломера или другим способом, например компасом, измеряют горизонтальные углы между тремя ориентирами, выбранными вокруг точки стояния и четко изображенными на карте;

Строят измеренные углы на прозрачной бумаге при нанесенной произвольно точке, принимаемой за точку стояния; эти углы могут быть построены и непосредственным визированием с помощью линейки на выбранные ориентиры на местности;

Накладывают бумагу на карту так, чтобы каждое прочерченное на ней направление прошло через условный знак того ориентира, на который оно проведено при визировании или построено по измеренным углам;

Совместив все направления с соответствующими им условными знаками ориентиров, перекалывают на карту намеченную на листе бумаги точку, при которой построены направления. Эта точка и будет точкой стояния.

При определении точки стояния любым способом засечки следует выбирать направления так, чтобы они пересекались под углом не менее 30° и не более 150°. При всех возможных случаях проверяют положение полученной точки стояния визированием на дополнительный местный предмет (ориентир). Если при пересечении трех направлений образовался треугольник, точку стояния ставят в его центре. При больших размерах треугольника, когда его сторона более 2 мм, засечку необходимо повторить, предварительно проверив точность ориентирования карты.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении