Почему ребенок не слушается?

Почему ребенок не слушается?

Как же научить детей быть послушными? Постарайтесь, как можно раньше выработать привычку выполнять требование, которое выражается словом «нельзя». Такое требование становится эффективным регулятором поведения малыша, если взрослые, например, просто прекращают его недоброжелательные действия, запрещают их. Когда слово «нельзя» всякий раз подкрепляется остановкой недоброжелательных действий, ребенок со временем убеждается, что упорствовать бесполезно. Так постепенно его начинает останавливать сам словесный запрет.
Конечно, поначалу это может вызвать у ребенка, который иногда капризничает, отрицательную реакцию – он умышленно не подчиняется тому, что говорит взрослый, и старается делать все наоборот. Через некоторое время такое состояние проходит. Повторное предъявление ему того же правила, которому он недавно сопротивлялся, дает положительный результат.
Помните, что решающее условие преодоления капризов – постоянство требований со стороны окружающих, доведение их до конца. Если же запреты чередуются с разрешениями, не стоит удивляться тому, что ребенок не выполняет правил, предъявляемых матерью, отцом, бабушкой, педагогом.
Легче добиваться от ребенка соблюдения принятых в доме (и в детском саду) правил поведения в такие моменты, когда у него хорошее настроение. В таких случаях дети проявляют большую готовность сделать все, что нужно.
И, наверное, не требуется особых доказательств мысли: легче воспитывать тогда, когда соблюдение установленных правил («можно», «нельзя») не просто означает для ребенка подчинение воле взрослых, а, прежде, всего, связано с достижением какого-либо приятного результата. Очень хочется, например, получить одобрение от взрослого. Это и побуждает ребенка поступать хорошо, а действий, нежелательных с точки зрения окружающих, не совершать. Постепенно ребенок начинает поступать хорошо не только ради одобрения, но и потому, что видит: это приятно для окружающих.
Иногда некоторые родители злоупотребляют запретами. Неокрепшая нервная система ребенка, защищаясь от бесконечных затруднений, со временем начинает давать лишь негативные реакции, и дети становятся непослушными, капризными, упрямыми. Это обязывает взрослых отказаться от прямых запретов во всех случаях, когда есть возможность объяснить ребенку отрицательные последствия его непослушания.
И конечно, запрещая одно, надо непременно направлять деятельность ребенка на другое, удовлетворяя его потребность в разнообразной деятельности: принимать участие в игре, привлекать к выполнению трудовых поручений, вместе с ребенком строить, мастерить, ремонтировать игрушки.
Нередко причиной непослушания детей старшего дошкольного возраста оказывается чрезмерный контроль со стороны взрослых. Конечно, контроль необходим, но некоторые родители превращают его в систему строгой регламентации буквально всех действий ребенка. Это сковывает самостоятельность, инициативу детей. Ребенок в таком случае вынужден делать только то, что ему укажут, а это противоречит естественной тенденции к активности, независимости от взрослых, к самоутверждению. Следует по возможности расширять рамки дозволенного, больше полагаться на нами же воспитанную сознательность ребенка.
Иногда приходится встречаться со случаями, когда даже здоровые, спокойные, послушные дети начинают капризничать. Причиной таких капризов может быть нарушение режима, обилие сильных разнообразных впечатлений, недомогание. В таких случаях неустойчивые требования взрослых могут принести только вред. Нужна особая чуткость в обращении с детьми, которые часто болеют. Когда они начинают упрямо настаивать на чем-то, постарайтесь переключить их внимание на другое, занять чем-нибудь интересным..
Если родителям удается поддерживать нормальный образ жизни ребенка, наладив режим, установив с ребенком доброжелательные взаимоотношения, интересно организовав его жизнедеятельность, то причины возникновения капризов и непослушания будут устранены.
Очень часто каждый из родителей сталкивается с этой проблемой, и чтобы ее разрешить, необходимо как можно быстрее обратиться к специалистам, которые помогут выявить проблемы психофизического здоровья ребенка на более ранних этапах и оказать необходимую помощь.