Предметно-пространственная среда подготовительной группы Полянка

Описание предметно-пространственной среды подготовительной группы

В своей группе  я создала предметно-пространственную среду, в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и требованиями ФГОС ДО .

Предметно – развивающая   среда нашей группы организована таким образом , что каждый имеет возможность заниматься любимым делом , что позволяет обеспечить максимальный психологический и эмоциональный комфорт.

Предметно — пространственная среда в группе обеспечивает возможность всестороннего развития индивидуальности ребенка с учетом его интересов, склонностей и уровня активности согласно требования ФГОС ДО.

В моей группе   предметно-развивающая среда организована с учетом того, что каждый воспитанник может заниматься своим увлечением. Поэтому пространство группы организовала в виде  разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов – книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пособия и т.д.   Игровой материал размещен с учетом возможностей детей, уровня их развития, гендерной принадлежности. Содержание предметно-развивающей среды моделируется в соответствии с темой, которую проживают дети в течение определенного периода. Все центры в группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми образовательной программой  МБДОУ №140.

Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

Согласно требованию содержательной насыщенности и вариативности среды, группа наполнена разнообразными дидактическими и игровыми материалами, различным оборудованием, инвентарем.

Согласно требованию трансформируемости и полифункциональности в группе имеются разнообразные многофункциональные ширмы, занавески, преобразующие нити, крючки на стенах и мебели, мебель на колесиках, контейнеры с различным неоформленным материалом и др.

Согласно требованию безопасности и доступности для воспитанников доступны все помещения, где осуществляется образовательная деятельность, вся мебель соответствует ГОСТу, все дидактические пособия, игры, игрушки находятся в свободном доступе для детей, все оборудование и материалы исправны, надежны и безопасны.

В группе созданы центры активности, отражающие все направления развития детей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое), с выдержанным зонированием и интегративной направленностью. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Все центры оснащены подвижными границами. В соответствие с тематическим планированием происходит сменяемость материалов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

В центре сюжетно-ролевой игры «Дружные ребята» достаточно игрового оборудования для развития детской активности, имеется неоформленный материал, который позволяет детям разнообразить сюжетные игры. В центре имеется полифункциональное оборудование: ширмы, модули, чехлы, преобразующие нити и др.

Кроме того, в группе  оборудовано  пространство для уединения, где любой ребёнок может побыть наедине с самим собой. Здесь у детей есть возможность отдохнуть, «посидеть в тишине», полистать любимую книгу, посмотреть в зеркало настроения.

Центр природы расположен у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, формированию начал экологической культуры и познавательно — исследовательских навыков. В центре находятся природные материалы для экспериментирования, емкости разной вместимости, календари природы, комнатные растениями и паспорта для них, лейки, опрыскиватели. Здесь же представлены буклеты, альбомы, дидактические игры, лото и домино о временах года, животных, овощах, фруктах и т.д.

В центре экспериментально — исследовательской  и экологической деятельности «Юнные исследователи» находится материал: лупы, колбы, мерные стаканчики, воронки, песочные часы, грунт, камни, семена, крупы, алгоритмы проведения опытов, мнемотаблицы и т.д.

Для развития любознательности и познавательной мотивации в группе имеется центр познавательного развития «Знай-ка», в котором находятся различные дидактические пособия и развивающие игры. Он содержит необходимый материал для формирования познавательного развития дошкольников. Это и счетный материал, и дидактические игры на логику, временные и пространственные отношения, сенсорику и др. Часть материалов изменяется в соответствии с темой недели.

В центре   «Музыкальный островок» находятся музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, развивают фонематический слух и чувства ритма.

В центре речевого развития «Речевичок» имеются детские энциклопедии, иллюстративные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы. Красочно иллюстрированные книги знакомят детей   с книжной культурой, развивают социальные представления и познавательную активность детей. Имеются так же: печатные буквы, слова, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры с буквами и ребусами.

Центр искусства «Веселые карандаши» стимулирует детей к реализации своих творческих способностей и замыслов. Здесь дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы и т.д. В данном центре находится разнообразный материал для продуктивного творчества (цветная бумага, альбомы, трафареты, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.). Широко представлены образцы декоративно-прикладного творчества. Наглядно-иллюстративный материал обновляется в   соответствии с темой недели.

Центр патриотического воспитания расположен вдали от игровых зон. Содержание материала в данном центре обновляем в зависимости от календарных дат, изучаемых на данный момент тем и тем, к которым у детей сохранился интерес. В нем содержится: Российский флаг, герб, портрет президента России, символика Красноярского края, пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, портреты великих людей России, подборка иллюстраций «Былинные богатыри», образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Подобран материал о родном городе Красноярске, дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Красноярского края. Подобрана художественная литература по краеведению, оформлены альбомы «Моя страна», «Мой город», «Моя семья».

В нашей группе центр конструирования «Волшебная страна» — один из самых любимых у детей. Наличие разнообразных видов конструктора: деревянный, пластмассовый, металлический; из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков, из конструктора LЕСО, робототехника и т.д., образцы на рисунках, схемах, чертежах, фотографиях, деревянный конструктор, детали которого крепятся штифтами, металлический конструктор, LЕСО-конструкторы «Дупло», «Дакта» и т.д.: для мальчиков и для девочек с карточками со схемами построек, с рисунками, фотографиями, чертежами; Дары Фрёбеля, бросовый материал: катушки, коробки разной величины, бумага двусторонняя цветная, картон, ткань, природный материал: шишки, желуди, ягоды, ветки, наличие плоскостного конструирования: блоки Дьенеша, танграмм, разрезные картинки, мозаика, пазлы, головоломки Никитина.

В центре физического развития «Будь здоров» дети приобщаются к физической культуре, осваивают способы сохранения и укрепления своего здоровья. Центр оснащен спортивным инвентарем, необходимым для развития двигательных навыков детей: мячи, скакалки, обручи, кегли, мешочки для метания, дорожка здоровья, массажные коврики; различными тренажерами для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, нетрадиционным спортивным инвентарем, картотекой подвижных игр, пиктограммами и комплексами дыхательной гимнастики и многое другое.,

Для презентации детских творческих работ в моей группе открыта выставка «Наше творчество», которая расположена в информационном пространстве для родителей. Также в данном информационном пространстве мною созданы тематические разделы для материалов консультационного характера для родителей.