Шпаргалка для родителей

Шпаргалка для родителей

  • Если вы хотите вырастить успешного ребёнка
    Можно, конечно, считать, что всем правит судьба – одному она даёт всё, другому чуть-чуть, а третьего и вовсе обходит. Но попробуйте присмотреться к тем людям, которых считаете успешными. Вполне возможно вы увидите, что они обладают такими качествами личности, которые им помогают достичь успеха. Чаще всего это – целеустремлённость и инициативность, высокий уровень самоконтроля и умение не пасовать перед трудностями, умение общаться с другими людьми и убеждать их. Вы думаете, это врождённые черты? Скорее, они результат воспитания, то есть плоды того, как с этими людьми обращались в детстве.
  • Если вам не нравится собственный ребёнок
    Такое тоже случается. Иногда родители заранее создают желаемый образ будущего ребёнка: «мальчик, красивый, кудрявый, пухленький», а рождается девочка, растёт худенькой и даже вовсе не хорошенькой
  • Если вам не нравятся черты характера вашего ребёнка
    Для начала вспомните своё детство. Вашим родителям всё нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не повторяете ли вы ошибок ваших родителей?
  • Если вы не уверены в возможностях ребёнка
    Иногда родителям кажется, что дети друзей и соседей более развиты, более самостоятельны. Иногда вызывает сомнение успешность ребёнка в занятиях математикой или рисованием, в играх со сверстниками. Пугает перспектива обучения в школе и возможного визита к специалистам.
  • Смерть любимого человека
    Когда умирает близкий и любимый человек, дети могут испытывать скорбь и страх. Процесс этот может длиться долго, в зависимости от того, какое значение имел умерший человек в жизни ребёнка.
  • Развод и новый брак
    Хотя развод родителей в наши дни стал очень распространённым явлением, эмоциональное его воздействие на ребёнка от этого не стало менее тяжёлым.
  • Если в семье появился ещё один ребёнок
    Появление нового ребёнка в семье всегда знаменует собой большие перемены – независимо от того, родился ли этот ребёнок у родителей, будет ли он ребёнком нового папы или мамы или его усыновят.
  • Если ребёнок попал в больницу
    Больничный опыт может оказаться для маленького ребёнка тяжёлой травмой, ведь, возможно, он будет страдать от боли, к тому же всё вокруг там совсем другое – мебель, предметы, запахи, люди в масках и халатах, непривычно тихая строгая атмосфера, к тому же, к сожалению, многие больницы трудно назвать дружелюбными по отношению к маленьким детям.
  • Если у ребёнка нет друзей
    Каждому человеку нужны друзья. Друзья для маленького ребёнка – это возможность вместе познавать окружающий мир – мир предметов, игр и человеческих отношений на доступном языке.
  • Если вам не нравятся друзья ребёнка
    Прежде чем начать действовать, попробуйте сформулировать для себя, что именно вам не нравится. Возможно, дело не в личных качествах этих детей, а в вашем предубеждении против их родителей, окружения и т.п.
  • Дети с преждевременным сексуальным развитием
    Если ребёнку слишком много известно о сексе, если он совершает провокационные телодвижения, если пытается вовлечь других детей в игры, связанные с сексом, если пытается дотронуться до половых органов сверстника, то считается, что это ребёнок с преждевременным сексуальным развитием (ПСР).
  • Если ребёнок начинает плохо себя вести
  • Одарённый ребёнок
    Около пяти процентов детей рождаются одарёнными или талантливыми, это не зависит от доходов семьи, возраста родителей, национальности. Если не создать специальных условий для такого ребёнка, то, не реализуясь, способности могут найти выход в плохом поведении.
  • Стеснительные и замкнутые
    Эта черта характера может сохраняться у человека всю жизнь, и часто люди говорят о ней с болью и горечью. Одна из причин этого явления – низкая самооценка. Ребёнку кажется, что над ним будут смеяться, что его не примут другие, что он хуже всех.
  • Рассеянные дети
    Дети, как правило, хотят избавиться от своих недостатков, потому что они видят негативное отношение к ним взрослых. Но по-настоящему справиться с проблемой можно, только выяснив её причины. Возможно, у ребёнка нарушен слух, и он просто не слышит ваше задание, или он плохо видит и не может различить на расстоянии то, о чём вы спрашиваете. В конце концов, ребёнок может задуматься, мечтать или фантазировать.
  • Активные дети
    Активность частенько раздражает взрослых, которым хочется , чтобы всё вокруг было «чинным и благонравным». В то же время, для ребёнка движение – это признак, и средство развития и роста, т.е. естественная потребность.
  • Дети с повышенным чувством ответственности
    Этих детей легко «проглядеть», потому что их проблема не проявляется в каких-либо нарушениях дисциплины или плохом поведении. Это дети, которые принимают все нужды окружающих слишком близко к сердцу, гораздо ближе, чем это было бы естественно в их возрасте. Ребёнок просто бросается выполнять любое дело «для» и часто «за» другого ребёнка или взрослого. На первый взгляд, такое поведение кажется положительным и полным альтруизма, но только если это не происходит слишком часто и навязчиво, когда другие не хотят, чтобы им кто-то помогал, и если сам «опекун» не забывает о своих делах и нуждах и у него не возникают серьёзные проблемы.
  • Злость и жестокость
    Видеть в детях злость и жестокость всегда тревожно и неприятно. Мы задумываемся, не вырастут ли из них такие взрослые, которые идут на преступления, не обращая внимания на боль и страдания других людей. Дети, которые часто проявляют злость и жестокость, могут делать это из-за того, что чувствуют себя незащищёнными, нелюбимыми или слишком часто видят образцы такого поведения вокруг себя.
  • Воровство
    Если только ребёнка не учит воровать кто-нибудь из взрослых, что встречается довольно редко, то в большинстве случаев он это делает потому, что чувствует себя чем-то обделённым.такому ребёнку кажется, что он лишён чего-то такого, что есть у других детей. Если дошкольники обделены вниманием и заботой, они пытаются овладеть какими-то материальными объектами в качестве замены. Это приносит удовлетворение ненадолго, и они повторяют свои действия снова и снова. Взрослые люди тоже часто проделывают нечто в этом роде, когда начинают чувствовать себя одинокими, несчастливыми и нелюбимыми, только вместо воровства они покупают себе подарки.
  • «Маленькая «коробочка»
    Многие взрослые считают склонность ребёнка к накопительству вполне достойной чертой – рачительностью, аккуратностью. Наверное, эти черты имеют право на существование и не должны сами по себе вызывать тревогу, если только собирание и сохранение предметов не мешает ребёнку играть, заводить друзей, не принимает болезненного характера. Иногда, как правило, это бывает в возрасте 4-5 лет, дети начинают собирать коллекции. Это могут быть камешки или винтики, наклейки или машинки. Смысл коллекционирования не в ценности собираемых предметов, а в том, что они объединены некой общей чертой. Это первая самостоятельно приобретённая собственность ребёнка.
  • Если ребёнок не желает заниматься «серьёзными делами»
    Следует сразу оговориться: у детей и взрослых совершенно разные представления о том, что серьёзно и важно, а что бесполезно и бестолково. Если, на взгляд взрослых, ребёнок не желает учиться – считать, запоминать буквы, сидя на диване под вашим бдительным присмотром, оставьте его в покое – это не дошкольник не желает заниматься серьёзными вещами, это вы предъявляете к нему неправомерные требования. Посмотрите, как он играет в песке, с куклами, машинками или солдатиками. Спросите, сколько у него кукол, куличиков… называет число? Считает? Вы этого и хотели. Но вот если ребёнок не играет, это уже проблема, которая должна серьёзно вас встревожить.
  • Если ребёнок упрямится
    Причинами такого поведения далеко не всегда являются личные особенности ребёнка. Чаще всего это реакция на необоснованные требования взрослых, слишком регламентирующих лишающих дошкольника инициативы и самостоятельности. Подумайте, прежде чем предпринимать «ответственные меры». Что значит «упрямиться»? проанализируйте примеры упрямства. Спросите у других членов семьи, воспитателей, как отзывается ребёнок на их просьбы и предложения.
  • Если ребёнок часто обманывает
    Все маленькие дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они делают так потому, что не считают это чем-то недопустимым или безнравственным. Они убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим поможешь другу или избежишь наказания. Никакие лекции, нотации, внушения тут не помогут и поведения не изменят. Вместо этого взрослые должны перестать ставить детей в такие ситуации, когда они вынуждены лгать, «чтобы спасти своё лицо». В огтдельныхь случаях мы должны просто прощать, относя это на счёт поведения, типичного для маленького ребёнка. Иногда можно принять за ложь фантазии малыша. К обману они никакого отношения не имеют.
  • Если ребёнок ябедничает
    Это явление обычно возникает как попытка привлечь к себе внимание. Дети часто ябедничают, считая, что могут возвысить своё «Я» за счёт представления других детей в дурном свете.
  • Если ребёнок испытывает страхи
    Страхи возникают потому, что у дошкольников сильно развито воображение, и потому, что как раз в этом возрасте в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи, например: «если темно – не видно опасности, а если её не видно – я не смогу защитить себя». Дети переживают период конфликта с собой, когда они уже хотят быть независимыми и в то же время им ещё нужна защита взрослого. Некоторые одарённые дети проявляют повышенные страхи из-за того, что у них сильно развито воображение, интеллект. В их голове возникают самые неимоверные взаимосвязи, и в то же время правильно относиться к ним ребёнок ещё не умеет. Страх перед чудовищами может представлять собой проявление повышенной тревожности ребёнка. У детей раннего возраста страхи могут развиваться вследствие того, что мир для них всё ещё остаётся далеко не во всём понятным.
  • Если ребёнок слишком много смотрит телевизор
    Чаще всего взрослые не ограничивают время, проводимое детьми у телевизора, не выбирают, какие программы можно смотреть, не следят, какие ценности пропагандируют та или иная передача, не пытаются чь ребёнку осмыслить то, что он смотрит. Тогда дети обычно начинают использовать в своих играх фрагменты, заимствованные из телепередач, и их игры становятся агрессивными, шумными и опасными. Для девочек такими же агрессивными по своей морали являются сериалы: модель поведения, которую они выносят из сюжета, совершенно не соответствует действительности.
  • Если ребёнок вынуждает вас делать покупки
    Это вполне распространённое явление. Чаще всего требованием покупок дети пытаются компенсировать недостаток внимания к себе со стороны взрослых. Новая игрушка, шоколадка вызывают чувство удовлетворения на некоторое время, но не надолго. Кроме того, причиной такой требовательности могут быть неустоявшиеся интересы: сегодня это – рисование, завтра – динозавры и т.д. Особое значение требование покупок может иметь в 4 – 5 лет. В этом возрасте дети начинают приобретать друзей, а поводом для привлечения внимания служит предмет (игрушка, конфета, новое платье).
  • Если ребёнок часто устраивает истерики
    Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои потребности. Неудовлетворённость от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребёнок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находится в стрессовом состоянии. Причин этому может быть множество – слишком высокие или, напротив, слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его нуждам или жёсткие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.
  • Если ребёнок слишком много капризничает и плачет
    Такое поведении, безусловно, беспокоит, а иногда и раздражает взрослых или приводит к тому, что ребёнка начинают дразнить сверстники. Чтобы изменить ситуацию, нужно понять причины такого поведения.
  • Если ребёнок дерётся
    Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин – мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем что-либо предпринять, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания.
  • Если ребёнок дразнится и ругается
    Эта проблема представляет определённую сложность, потому что, с одной стороны, взрослые не хотят «спускать» использование бранных слов, а с другой стороны, знают, что если на это не обращать внимания, то дети будут ругаться ещё больше.
  • Если ребёнок плохо ест
    Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают самоутверждаться самым неподходящим способом.
  • Если дети балуются
    Этот тип поведения довольно распространён среди младших дошкольников, особенно среди четырёхлетних. Если дети дурачатся слишком часто или не в подходящее время, то это может вызвать серьёзные проблемы
  • Если ребёнок всё время льнёт к вам
    Если ребёнок не отходит от вас ни на шаг, льнёт к вам, цепляется за вас, это может быть показателем нервного напряжения, которое он испытывает. Такое поведение бывает достаточно типичным, если ребёнок только пошёл в детский сад или болел, если в доме появился малыш или не удовлетворены какие-то его оправданные потребности. Например, в общении, ласке, игре, движении.