Мой ребенок «жадина»- что делать?

                         Мой ребенок «жадина»- что делать?

 Когда речь заходит  о понятии «детская жадность», то сразу вспоминается картина, когда ребенок 2-3 лет играя в песочнице, сталкивается с желанием извне (со стороны другого ребенка) забрать у него его игрушку.  Какова обычно реакция? Крик, плач, истерика, или элементарное «нет»  в ответ. А реакция родителя на то, что их сын или дочь не хочет делиться? В лучшем случае отвлекающий маневр. Но по моему  материнскому опыту (со своей дочерью часто играем на детских площадках), родительское обвинение и упрек: «Жадина. Никто с тобой играть не будет. Делись!». Так все же, как поступать в таких случаях родителям? Стоит ли бороться с нежеланием ребенка делиться своим с другими?

Часто у родителей есть установка, что ребёнок должен непременно делиться своими игрушками, и если он этого не делает, то он «жадничает».

Хотя, если речь заходит о нас, взрослых, странно было бы, если бы к  нам пришла соседка и сказала бы, что мы должны поделиться с ней своим мобильным телефоном, кошельком,  украшениями,  либо мы жадины! Звучит смешно. Так же родителей  может волновать, что о них подумают другие мамы, и тогда здесь мало про интересы самого ребенка?

      Во внимание нужно взять тот факт, что на определенном этапе психологи не рекомендуют родителям уговаривать ребенка делиться игрушками,  утверждая, что ребенок двух лет не способен делиться своими игрушками искренне.

Психолог  Е.О. Смирнова считает, что дети этого возраста — собственники по своей природе. Если кто-то покушается на его игрушку, ребенок воспринимает это как угрозу собственной безопасности, как покушение на его личностное пространство. Кроватка, одежда, игрушки — про все это малыш теперь уверенно говорит «моё». Ребенок, в отличие от взрослых, воспринимает свои вещи как часть самого себя. Поэтому попытки других детей завладеть ими он расценивает как посягательство на него самого. В этот период ребенок проходит фазу построения собственного Я, психологически отделяясь от мамы. Обретая чувство автономии, он выстраивает и обозначает границы своей личности. Для малыша он сам и то, что ему принадлежит, еще неотделимо. Пока малышу не исполнилось трех лет, придерживайтесь стратегии «он может поделиться, если захочет». Ведь помимо злости и раздражения у ребенка, которого подталкивают поделиться против его желания и воли,  может возникнуть ощущение бессилия и собственной слабости от невозможности повлиять на ситуацию и вывод: «Мне ничего не принадлежит. Все могут отобрать, и я ничего не смогу сделать». Трагедия детства в том, что любые выводы глобальны, и мелкая, с точки зрения взрослого, ситуация может стать основополагающей в мировосприятии ребенка, лечь в основу характера.  Людям, которым не дали возможности научиться говорить «нет», повзрослев, очень страдают.  В период от трех до пяти лет уровень развития ребенка уже позволяет воспитывать у него умение делиться. Малыш очень быстро понимает, что, разрешив играть своей игрушкой другим детям, он получает право войти в группу, играть вместе. Взаимодействуя с друзьями, ребенок сам научится делиться, ведь это залог интересного общения. Необходимо просто с ребенком размышлять про  преимущества взаимовыгодного обмена игрушками с другими детьми: «Как здорово дать поиграть соседскому мальчику или девочке свою игрушку, а взамен получить не менее интересную и увлекательную вещь. А если собрать все игрушки и играть вместе, получится очень весело!»

Избегайте навешивать ярлыки и называть ребенка  жадиной. Слыша такое изо дня в день, малыш не научится делиться, но решит, что он действительно жадный, плохой и его никто не любит. Не каждый взрослый может морально противостоять отрицательным установкам, а что говорить о маленьком человеке.

    А еще, на мой взгляд, нужно обратить внимание на атмосферу в семье, родительские примеры жадности или щедрости. Например, родители могут попасть в ловушку искреннего желания «все лучшее — детям», которое   тормозить  развитие щедрости у наших детей. Конечно, приятно отдать свою конфетку ребенку (помимо той, которую он уже съел), сославшись на то, что «не хочется». И совсем не жалко отдавать свою конфету всегда. Но ведь ребенок не может понять, что на самом деле мама тоже очень любит «вкусности», просто отказывается от них в его пользу.

Любое действие ребенка — это зеркальное отражение того, что он видит вокруг себя.

       Пока малыш маленький за основу берется поведение родителей.  Поэтому стоит делиться  на глазах у ребенка друг с другом чем-либо. Просите своих сыночка или дочку угостить маму с папой, бабушку с дедушкой и любых других гостей, которые пришли к вам в гости. Продемонстрируйте, как вам приятно, когда поделились с вами, а также когда вы доставили другому радость, поделившись с ним. Не забывайте про «волшебные» слова, такие как «пожалуйста» и «спасибо».  Если мы показываем хороший пример в семье — делим все поровну, не забывая оставить часть тому, кто в данный момент отсутствует, ребенок к этому привыкает. Если пришедшему с работы папе карапуз самостоятельно вручит кусок пирога, а родитель при этом покажет, как он рад, то в следующий раз делиться будет гораздо легче. Даже если вы и не любите то, чем угощает вас малыш, все равно с радостью примите дар и поблагодарите, чтобы ребенок понял, как это приятно — делиться. Придя в магазин, предложите купить печенье или конфеты, например, для бабушки. Пусть ребенок сам их вручит. Или делайте участниками ваших детей при выборе, упаковке  подарков на праздники.  Хвалите ребенка, если он проявил щедрость. Дети любят похвалу, пусть стремятся ее заслужить. Покажите малышу мультфильмы, которые учат щедрости, например, «Мы делили апельсин» или «Кошкин дом». Читайте ему рассказы, стихи на эту тему.

В завершении хочется сказать, что каждый ребенок любит своих родителей и мечтает походить на них, поэтому старайтесь быть отзывчивыми и щедрыми к другим людям, и малыш не оставит это без внимания и просто не сможет вырасти жадиной.

Детский психолог Щукина Ксения Николаевна