Восприятие мира ребенком: будущий оптимист или пессимист?

Восприятие мира ребенком: будущий оптимист или пессимист?

Есть древняя мудрость про полстакана воды: кто-то, увидев его, скажет, что он наполовину полный, а кто-то – что он полупустой. Именно так мы воспринимаем и события своей жизни. Оптимисты опираются на хорошие воспоминания, неприятности считают случайностью и верят в лучшее будущее. Пессимисты же, наоборот, лелеют в памяти плохое, успехи воспринимают как случайное недоразумение и способны отравить себе жизнь, завидуя соседу.

И наши дети постепенно перенимают такие контрастные взгляды на мир.

Младенец, при условии, что его любят близкие, способен довольствоваться малым. Его огорчения быстро проходят. А вот у детей более старшего возраста поводов для переживаний гораздо больше. Есть дети, которые не радуются успеху, если получили не первое, а второе место. Для кого-то невозможность получить желаемую игрушку – настоящая трагедия. Не умеют ценить одного верного друга, потому что хочется иметь целую компанию.

Недовольство окружающими складывается с собственной низкой самооценкой. От неверия в свои силы рождаются лень и апатия.

Все знают, что одно и тоже событие можно интерпретировать совершенно по-разному. Была бы цель, а положительные стороны можно найти всегда. Наверняка вы отыщете в своей памяти или в своей теперешней жизни такой пример: неприятные обстоятельства неожиданно привели к хорошему результату. В любом случае трудности приносят нам положительный опыт, закаляют, добавляют решительности и ответственности.

Детей нужно специально учить видеть не только плохие стороны событий и жизни вообще. Предложите ребенку такое упражнение: на каждую неприятную ситуацию находить по 5-10 «зато». Например, ребенок переживает из-за ссоры с другом. Вот какие варианты «зато» можно ему предложить:

*   Зато теперь ты понял, насколько важна для тебя эта дружба, и будешь еще больше ценить ее;

*   Зато ты теперь знаешь, из-за какого пустяка может разгореться ссора;

*   Зато у тебя появилось время, и ты можешь привести в порядок отложенные дела;

Главное в этом поиске «зато» — не столько здравый смысл и умение извлекать уроки из собственных ошибок, сколько умение относиться к своим промахам и неудачам с чувством юмора. Избегайте излишнего морализаторства: «Зато теперь ты знаешь, как нужно говорить со старшими».