Мир кораблей - Игровой портал

Главной особенностью дидактической игры является. Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные р

Дидактической игре как игровому методу обучения присуще определенные функции. И.С. Гринченко, А.П.Усова, В.Н. Аванесова выделяют три функции дидактической игры для ДОО (см. рис.1.):

1.Образовательная функция: совершенствование и закрепление знаний. Сущность данной функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Дидактические игры - это обучающие игры. Они создаются взрослыми не только с целью обучения, но и воспитания и обучения детей.

2. Воспитательная функция. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.

3. Развивающая функция. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Наибольшее значение при этом отводится воспитательной функции, поэтому дидактическая игра рассматривается как важнейшее средство всестороннего воспитания личности.

1.Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.

Рис.1. Функции дидактической игры

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, что является основой воспитания детей раннего возраста.

Формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

2.Эстетическое воспитание:

Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определённом месте, доступном детям для его использования.



3.Физическое воспитание

Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к письму, к изобразительной деятельности.

Дидактические игры формируют культурно - гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать всё сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. В играх проявляются и такие черты характера ребёнка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность. Воспитатель обращает внимание детей на эти качества, делая это очень осторожно.

Как форма обучения детей содержит два начала: непосредственно образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети играя, учатся.

Самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе («Краски»), чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.

Дидактические игры так же различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей в игре, по роли воспитателя. Об этом-в следующей части нашей работы



3. Виды дидактических игр, их характеристика

В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные . Данное деление игр можно отнести к классификации по использованию материала.

Ø Математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);

Ø Сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);

Ø Речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);

Ø Музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);

Ø Природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы); для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.)

Математические игры направлены на формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Они позволяют педагогу сделать процесс обучения детей счету (дидактические игры «Какой по счету?», «Чего больше?», «Назови число» и др.), решению арифметических задач (игры «Занимательные задачки», «Сколько будет?» и др.), освоения величин, простейших зависимостей и измерительной деятельности (это игры «Кто выше?», «Лесенка»), восприятия детьми пространственных и временных отношений и ориентировок (дидактические игры «Который час», «Когда это бывает?» и др.) более увлекательным и интересным.

Сенсорные игры направлены на обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи», «Разноцветные дорожки», «Где, чей бантик?» и др.). В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству («Пуговицы для кукол», «Сервиз» и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. Таким образом дети подводятся к овладению сенсорными эталонами с помощью дидактических игр.

Речевые игры способствуют развитию речи у детей. Содержание таких игр так же разнообразно и зависит от целей, с которыми их использует педагог. «Путешествие по комнате», «Кто, что делает?», «Назови одним словом», «Скажи по-другому», «Закончи предложение», «Режим дня», «Кому угощение?», «Зоопарк», «Сравни предметы», « Разговариваем по телефону», « Что бывает…. Какое бывает…», « Что сначала, что потом», « Угадай, кто это?», «Живые слова» и др.

Музыкальные игры направлены на решение задач музыкального воспитания в соответствии с программными требованиями. В работе с дошкольниками используются такие игры, как «Кто громче?», «Какой инструмент звучит?», «Повторяй за мной», «Какая песенка звучит», «На чем играю», «Солнышко и дождик», «Кто как поет?», «Веселые нотки» и другие.

Игры природоведческого характера способствуют воспитанию у детей любви к природе. Через игру, в частности дидактические игры, ребёнок, играя, учится понимать закономерности, происходящие в природе, взаимосвязь всего в мире, многое узнает о природных сообществах и явлениях, о роли человека в природе и другое (игры «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Опиши поры года», «Узнай по описанию», «Птицы перелетные -- неперелетные», «Кто, где живет?», «Составь рассказ», «Какая погода?», «Найди ошибку художника» и многие другие).

Дидактические игры по изобразительной деятельности были внедрены в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений сравнительно недавно, но их значение очень велико для развития дошкольников, формирования у них знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности, декоративно-прикладной деятельности. «Раскрась по образцу», «Что нарисовано», «Дорисуй», «Собери цветок», «Нарисуй по-другому», «На что похож листочек», «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Что за картина?» - это малая часть дидактических игр, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Все перечисленные виды дидактических игр организуются педагогом в соответствии с программными требованиями.

По дидактическому материалу обучающие игры делятся на :

Ø Словесные

Ø настольно-печатные

Ø с предметами и игрушками

Ø с картинками

Ø компьютерные дидактические игры

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Они применяются на этапе закрепления и повторения знаний детей («Летает - не летает», «Третий лишний», «Назови одним словом», «Кому, что нужно?» и др.).

Дидактические игры с предметами и игрушками очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы и т.п. Чаще используются в младшем дошкольном возрасте, так как у детей данного возраста преобладает наглядно-образное мышление.

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, различение, обобщение,), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность памяти, внимания .

Игры с картинками используются во всех возрастных группах. Для игр могут использоваться разнообразные картинки, серии картин, в соответствии с программными требованиями.

Настольно-печатные игры так же разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы, содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. К настольным играм относятся разнообразные игры:

Пособия, типа картинок, предметного лото, домино, тематические игры («Где что растет?», «Когда это бывает?», «Кому это нужно» и др.);

Игры, требующие двигательной активности, сноровки (Летающие колпачки», «Гусек», «Попади в цель» и др.);

Игры типа мозаики;

Настольно-двигательные игры («Бильярд», «Хоккей»);

Интеллектуальные - шашки, шахматы, игры-головоломки.

Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнеров.

В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки» и др.

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов» и др.

В играх типа лабиринт, предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используются игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий.

Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, пазлы, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания .

Компьютерные дидактические игры являются средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования. Таких игр множество, задача педагога - выбрать необходимую, в соответствии с поставленной задачей, возрастом ребенка и программными требованиями.

Сорокина предложила классификацию дидактических игр по характеру игровых действий :

Ø игры-путешествия

Ø игры-предположения

Ø игры-предположения

Ø игры-поручения

Ø игры-загадки

Ø игры-беседы

Ø подвижно-дидактические игры

Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Все это происходит в игре, в игровых действиях. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение, задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия могут входить песни, загадки, подарки и многое другое. Сюда можно отнести такие игры, как «Путешествие в сказочный лес», «Наш поезд едет в Далекую страну», «В гости к пекарю» и др.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине».

Игры-загадки - в основе этих игр лежит принцип загадывания и отгадывания загадок, игры могут быть самыми разнообразными по содержанию и организации. Как известно, содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир, в них отражаются достижения науки, техники, культуры. Главной особенностью загадок является логическая задача. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. («Отгадай загадку - покажи отгадку», «Найди, где спрятано», «Путешествие» и другие).

Игры-беседы (диалоги) - основа игр общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры.

В игре-беседе воспитатель не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру.

В основу классификации дидактических игр, предложенной Н. И. Бумаженко, положен познавательный интерес детей. В связи с этим выделяются следующие виды игр:

Интеллектуальные (игры-головоломки, словесные игры, игры-предположения, игры-загадки, ребусы, шарады, шашки, шах­маты, логические игры);

Эмоциональные (игры с народной игрушкой, игры-развле­чения, сюжетные игры обучающего содержания, игры-беседы);

Регулятивные (игры с прятанием и поиском, настольно-печатные, игры-поручения, игры-соревнования, игры по кор­ректировке речи);

Творческие (игры-фокусы, буриме, музыкально-хоровые, игры-труд, театрализованные, игры в фанты);

Социальные (игры с предметами, сюжетно-ролевые игры дидактического содержания, игры-экскурсии, игры-путешест­вия) .

Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:

Ø коллективные

Ø групповые

Ø индивидуальные

Коллективные игры организуются со всей группой, групповые - с подгруппой детей, а индивидуальные с 1-3 детьми.

Мы рассмотрели основные виды дидактических игр, но следует учитывать при этом т руководство педагога дидактическими играми в разных возрастных группах, так как только грамотное руководство со стороны взрослого поможет осуществить задачи, поставленные игрой.

Заключение

На основании изложенного в данной работе, мы можем утверждать что:

1. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Основные составляющие дидактической игры определяются целью обучающего и воспитательного воздействия.

2. Дидактическая игра является одним из средств обучения детей дошкольного возраста, имеет свои особенности и функции, выделяется из большого количества игр своей структурой.

3. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Дидактическая игра может использоваться, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

3. Обучающие игры классифицируют по разнообразным направлениям. Классификация дидактических игр помогает педагогу сделать обучение детей с их помощью более интересным и увлекательным, не допускать в работе с детьми дублирования.

Список используемой литературы

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. [Текст] / А.К. Бондаренко – М.,2010.- 234с.

2. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. [Текст] / И.С. Гринченко – М., 2012.- 254с.

3.Дерябина Л.Б. Играем вместе [Текст] / Л.Б. Дерябина //Дошкольная педагогика. – 2014. – №1.

4. Качанова И., Трифонова Е. Игра в новой примерной общеобразовательной программе воспитания и обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста // Игра и дети. – 2005. - № 2.

5. Кутузова И. Развитие игровой деятельности [Текст] / И.Б. Кутузова //Дошкольное воспитание. – 2003. – № 5.

6. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] / /Под ред. Марковой Т. А. - М.: Просвещение, 2012.- 143с.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду. [Текст] / Под ред. Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Гербовой В.В. – М.: 2006.

8. Рогалева Н.А. Дидактические игры [Текст] /Н.А. Рогалева // Дошкольная педагогика. – 2010. - №4.

9. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И. Сорокина - Москва, 2007 -257с.

Подходы к пониманию дидактической игры весьма многогранны. Так, например, И.М. Яковлева под дидактической игрой понимает целенаправленную, взаимную деятельность педагога и ребенка, имитирующую реальные условия при формировании знаний, умений и навыков. Дидактические игры позволяют активизировать учебный процесс, создать благоприятную эмоциональную атмосферу, способствуют развитию познавательных интересов к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы, отношений дружбы и взаимопомощи в коллективе, в значительной степени учитывают индивидуальные особенности учеников.

В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игры помогают расширить представление детей друг о друге, оказывают определённый психотерапевтический эффект (например, при неадекватной самооценке, неблагополучном статусном положении ребёнка в коллективе сверстников), что очень важно для детей. Игра даёт возможность ребёнку проявить невостребованные способности, личностные качества. Игра непроизвольно, ненавязчиво учит детей эффективно регулировать собственное поведение и строить адекватные межличностные отношения, превращаясь тем самым в действенное средство социализации детей.

Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими детьми. Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Игры бывают обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие); досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит знание правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи. Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения дошкольников определяется рядом причин:

игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;

имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

Структурные составляющие дидактической игры.

  • 1. Дидактическая задача.
  • 2. Игровая задача.
  • 3. Игровые действия.
  • 4. Правила игры.
  • 5. Результат (подведение итогов).

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов - результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды - победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. Взаимоотношения между детьми и воспитателем определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог - участники одной игры. Нарушается это условие, и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка, а для взрослого - это способ обучения. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Из сказанного выше можно сформулировать основные функции дидактических игр:

  • - функция формирования психических новообразований;
  • - функция формирования собственно учебной деятельности;
  • - функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
  • - функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Таким образом, дидактическая игра - сложное, многогранное явление. Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:

  • - наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;
  • - выразительность проведения игры;
  • - необходимость включения педагога в игру;
  • - оптимальное сочетание занимательности и обучения;
  • - средство и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
  • - используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  • 1 - игры с предметами (игрушками, природным материалом);
  • 2 - настольные печатные;
  • 3 - словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дошкольники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению…), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

В игре также используют предметы, в которых разница между ними менее заметна. В играх с предметами дошкольники выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, они приобретают умения складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнообразных форм.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал из которого они сделаны. Это помогает учителю упражнять дошкольников в решении определенных дидактических задач.

Игры с природным материалом учитель применяет при проведении таких дидактических игр, как “Чьи следы? “, “От какого дерева лист?”, “Разложи листья по убывающей величине” и.т.д. В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Сущность дидактических игр, заключается в решении познавательных задач, но поставленных в занимательной игровой форме. Само решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. Дидактические игры можно проводить только для закрепления пройденного материала, но и для изучения нового материала, т. е. для этого детям не нужно заранее владеть учебной информацией, они овладеют ею в процессе игры. Эти игры можно применять не только на уроках, но и на кружковых занятиях.

К таким играм дошкольников привлекает не только возможность выигрыша, но и занимателен и сам процесс отгадывания, проявление сообразительности, смекалки, быстроты реакции.

Сколько бы раз игра не повторялась, для всех ее участников она проходит как бы впервые, так как предоставляет совершенно новые препятствия, трудности. Их преодоление в субъективном плане воспринимается как личный успех и даже как некоторое открытие, в том числе открытие себя, своих возможностей, ожидание и переживание радости: «Я могу». В этой мотивации игровой деятельности («хочу», «надо», «могу») заключен, основной механизм ее влияния на личность.

Дидактические игры могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у детей навыки контроля и самоконтроля. Другие, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с различным уровнем знаний.

Ценным, на занятиях, которые построены на основе дидактических игр будет то, что они позволят ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и, услышать аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее, т. к. она не всегда неоднозначна и требует от ребенка не только логического мышления, но и толерантности, уважения к чужому мнению.

  • Занятие 8. Теоретические основы организации игровой деятельности
  • Занятие 9. Игровая компетентность педагога
  • Занятие 11. Дидактическая игра: Технологии проведения и анализа и конструирования
  • Занятие 12. Технологии проведения сюжетно-ролевых игр
  • Занятие 13. Практикум по организации ролевой игры
  • Занятие 14. Методика проведения деловых игр
  • Занятие 15. Организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей различного возраста
  • Занятие 16. Разработка и анализ игровых программ
  • Занятие 17. Реализация игровой программы для младших школьников
  • Занятие 18. «Игра - это серьезно!» Итоговый круглый стол с тренинга и игровых практик
  • Раздел 2
  • 2.1.Феномен игры с точки зрения науки
  • 2.2. Ещё несколько определений «Игры» от солидных учёных:
  • 2.3. Признаки игровой деятельности
  • 2.4. Что такое детская игра?
  • 2.5. Особенности игровой деятельности
  • 2.6. Функции игры
  • Функции игры
  • 2.7. Игры хорошие и разные
  • 2.8. Классификация игр
  • 2.9. Природа и структура игры
  • 2.10. Структура игры
  • Структурные компоненты игры
  • 2.11. Игра - многоликая данность человечества
  • 2.12.Общение и социализация ребенка в игре
  • 2.13. Методы игровой деятельности
  • 2.14. Динамика представлений об игровой культуре в итосрии философско-педагогической мысли
  • «Интуитивный» тип игровой культуры
  • «Прогностический» тип игровой культуры
  • «Рационально-прагматический» тип игровой культуры
  • «Романтический» тип игровой культуры
  • «Гуманистический» и неогуманистический типы игровой культуры
  • «Гедонистический» тип игровой культуры
  • 2.15. Понятие и структура игровой культуры
  • 2.16. Игровая культура личности
  • 2.17. Отражение жизни народа в игровой культуре
  • 2.18.Об игровой культуре народов россии
  • 2.19. Игра - шаг к человечности
  • В игре становимся добрее и лучше
  • 2.20. О педагогизации игры
  • 2.21. Игра как метод диагностики
  • 2.22. Игровая терапия
  • 1. Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия
  • 2. Игротерапия как способ коррекции проблем детского воз­раста
  • 2.23. Положение о центре игрво поддержки ребенка Московская нормативно-правовая база
  • 1. Общие положения
  • 2. Организация деятельности ципр
  • 2.24. Игротека в учреждении дополнительного образования
  • 2.25. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования
  • 2.26. Игровые технологии в обучении
  • Целевые ориентации педагогических игр:
  • 2.27. Игровая деятельность как средство обучения
  • Требования к проведению дидактических игр:
  • Приложения:
  • 2.28. Использование игровых технологий в обучении школьников
  • 2.29. Организация игровой деятельности
  • Средства игровой деятельности
  • Орнаментальный элемент игры
  • Игра и её реквизит
  • Методика организации игры
  • Правила сочинения правил
  • Методика организации игр в отряде
  • Организация анимационной игры
  • Подходы к организации и проведению детских игр
  • Психолого-педагогические условия организации детских игр
  • Организационная основа проведения детских игр
  • 2.30.Формы размещения участников игры
  • Монологические формы - от линейной до веерной
  • Диалогические формы – круги «цирковые», «стадионные» и «свободные»
  • 2.31. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога
  • 2.32. Игровая компетентность педагога внешние признаки профессионализма игромастера
  • 1. Соответствие идеи, формы и содержания возрастным и психологическим особенностям участников.
  • 7. Верное изготовление и использование игрового реквизита.
  • Мастера, радуги и орбиты
  • Кто может быть потенциальным игромастером?
  • Игры интеллектов
  • Новогодняя игра-прогулка «Мы идём»
  • Цели игромастера и «пирамида потребностей»
  • 2.33. Способы общей активизации аудитории
  • 1.Вступительная песня игромастера
  • 2.Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки
  • 3. Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю реакцию или ответ
  • 4.Ритуальное приветствие
  • 5.Коллективное дело
  • 6. Передача предмета по залу (по рядам, колоннам, хаотично)
  • 7. Ритмические и жестовые игры на внимание
  • 2.34. Руководство вниманием игровой аудиториии
  • 2.35. Выигрыш как проблема
  • Выигрыш как проблема
  • А что же проигравшие?
  • Ритуалы утешения
  • 2.36. Трудности в работе игромастера качества, блокирующие деятельность игромастера
  • Нестандартные ситуации и способы их преодоления
  • 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры
  • Структура дидактической игры
  • Дидактические игры в образовательном процессе
  • Функции дидактических игр
  • Классификации дидактических игр
  • Классификация дидактических игр:
  • 2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры
  • Структура ролевой игры
  • 2.39.Игровая роль
  • 2.40. Проведение ролевой игры Технология проведения и анализа ролевой игры
  • Факторы, препятствующие успешному проведению игры:
  • 2.41.Принципы конструирования социально-ориентирующих игр
  • 2.42.Деловые игры
  • Виды деловых игр
  • Деловая игра как метод активного обучения
  • Определение темы и целей деловых учебных игр
  • Факторы эффективности деловой игры
  • Конструирование деловых игр
  • Проект деловой игры
  • Этапы организации деловой игры
  • 2.43. Игровая деятельность детей разного возраста
  • Игровые программы для разных возрастов
  • 2.44. В плену у «умного ящика»
  • 2.45. Игровые программы. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития
  • Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
  • Композиционное построение игровых программ
  • Технология использования выразительных средств в сценарии
  • Заповеди ведущего анимационной игровой программы
  • Игровой сюжет
  • 2.46. Мыслители прошлого и настоящего об игре и ее педагогическом потенциале
  • Раздел 3
  • 1 Цели освоения дисциплины
  • 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
  • 3 Требования к результатам освоения дисциплины
  • 6 Оценочные средства контроля успеваемости
  • 6.1 Формы контроля качества усвоения студентами программы по дисциплине
  • 6.2 Критерии оценки качества усвоения студентами программы по дисциплине
  • 6.3 Организация самостоятельной работы
  • Раздел 4
  • Общие рекомендации по освоению курса «Методика организации игры»
  • 4.1. Ещё раз об эстетике…
  • 4.2. Публичное выступление
  • 4.3. Карты памяти (Mind Map)
  • Примерный алгоритм составления карты памяти:
  • 4.4. Аннотация
  • Требования к написанию аннотации:
  • Пример аннотации научной статьи
  • 4.5. Конспект
  • 4.6. Написание эссе
  • 4.7. Ромашка вопросов
  • 4.8. Техника «рафт»
  • 4.9. Тезисы
  • 4.10. Техника insert
  • 4.11. Схемы и таблицы
  • 4.12. Денотатный граф
  • Пример денотатного графа:
  • 4.13. Коллаж
  • 4.14. Рецензия
  • 4.15. Синквейн
  • 4.16. Реферат
  • 4.17. Методика «Мозаика»
  • 4.18. Таблица «з - х - у»
  • 4.19. Учебный проект
  • 4.20. Составление списка литературы
  • 4.21. Портфолио
  • 2 Народные игры
  • 2 Игры в обучении (одна по учебному материалу, одна - развлекательная)
  • 2 Игры воспитательной направленности
  • 2 Дидактические игры
  • 4.22. Форма итогового контроля и требования к подготовке
  • Примеры авторских контрольных заданий для промежуточной аттестации:
  • Критерии оценки зачетной игровой программы:
  • Примеры ситуаций для моделирования на зачетном занятии:
  • Библиография
  • 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры

    (по материалам издания Л.И. Федоровой Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем, С.34-72 )

    В учебно-воспитательном процессе используется великое множество разнообразных игр, одни из них давно известны детям, педагоги их лишь модифицируют, приводя в соответствие с целями обучения и воспитания и условиями педагогического процесса, другие, совершенно новые, создаются творчески работающими учителями. Единого названия эти игры еще не получили в педагогической науке и практике. Можно было бы назвать их, вслед за некоторыми исследователями (Г. К. Селевко и др.), педагогическими, так как они являются одним из средств педагогического процесса, но этот термин уже закрепился за определенной категорией игр - это специфическая разновидность деловых игр, основанных на моделировании педагогических ситуаций, их ролевом разыгрывании обучающимися, чаще всего студентами педагогических вузов, учителями на курсах повышения квалификации. В связи с этим логичным представляется подход В. С. Селиванова, разделяющего игры, используемые с педагогическими целями на воспитательные и дидактические. Предметом нашего рассмотрения являются дидактические игры, то есть игры, «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения».

    Дидактические игры - разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой (в том числе и народной) в целях обучения и воспитания. Дидактическая игра содержит педагогическую и игровую задачи, правила действия, результат. Дидактическая задача не выступает открыто, реализуется косвенным образом через игровую задачу, игровые действия и правила.

    Структура дидактической игры

    Структура дидактической игры состоит из целого ряда компонентов, в каждом из которых переплетаются связи реальной действительности и условностей, обеспечивая, пожалуй, основной показатель игры - ее двуплановость. Структура всех дидактических игр в самом общем виде одинакова, это то, что объединяет их в первую очередь, независимо от вида, будь то КВН или «Поле чудес», разгадывание кроссвордов или «Морской бой».

    Структурные компоненты дидактической игры следующие:

      педагогические и игровые цели;

      сюжет (сценарий);

    • средства;

      игровые действия;

    • результат.

    Цели игры. Целевой компонент представляет собой подсистему, состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных целей педагога и учащихся, учебных и игровых целей. Организуя дидактическую игру на учебном занятии, педагог реализует определенные педагогические цели:

      образовательные - сформировать новые знания; систематизировать знания, полученные при изучении различных разделов программы или разных учебных дисциплин; связать их с практической деятельностью; научить учащихся каким- либо способам деятельности по получению новых знаний; сформировать общеучебные и специальные умения;

      развивающие - развить логическое мышление, память, во-ображение, творчество;

      воспитательные - сформировать у учащихся определенные ценностные ориентации и установки, систему отношений в коллективе; способствовать формированию личностных качеств учеников;

      диагностические - определить уровень усвоения учащимися знаний по конкретной учебной теме, уровень воспитанности отдельных учащихся, характер взаимоотношений в группе.…

    В дидактической игре «серьезная» деятельность по развитию личности, по приобретению ею новых знаний и умений происходит в «несерьезных», игровых условиях. Достижение условных (игровых) целей с помощью условных (игровых) действий должно стать для каждого участника лишь средством достижения реальных личностных целей - целей обучения и воспитания. В противном случае, как подчеркивает А. А. Вербицкий, игра вырождается в одноплановую деятельность, направленную главным образом на выигрыш, самоутверждение. Либо, если игровые цели недостаточны, учащийся, оставаясь в рамках игровой формы, выпадает из игры и осуществляет обычные учебные действия, при этом игровая форма выступает помехой его работе.

    Цели игры являются системообразующим компонентом и обеспечиваются соответствующими мотивами. В дидактической игре сложным образом переплетаются различные виды мотивации: результативная и процессуальная, коллективная и индивидуальная, мотивация достижения и познавательная мотивация. В зависимости от того, какого рода мотивы выходят на первый план, будет формироваться и соответствующий тип личности. Ориентация учащихся только на результат, а не на процесс учебной работы может приводить к формированию конкурентных наклонностей личности, к стремлению любыми средствами добиться первенства. Поэтому необходимо создание такой мотивационной основы игры, в которой познавательные мотивы играли бы доминирующую роль.

    В систему целей игры входят и личные цели игроков. В дидак¬тической игре школьник не ставит перед собой задачу учебную (узнать, научиться и т. д.). Для него цель, осознанная или неосоз¬нанная, заключается в самой игре (игра ради игры). Прямым ее продуктом является прежде всего удовольствие от деятельности, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости.

    Но вместе с тем ученик, наряду с различными переживаниями, обогащающими его в игре, усваивает в игровой форме и новые способы учебно-познавательной деятельности. Отсюда руководство дидактической игрой должно включать в себя два направления:

    1) заботу о том, чтобы дети в процессе игры получали максимум радости, наслаждения, удовольствия, т. е. не подходить к игре только сугубо прагматически (что ребенок узнал, закрепил, чему научился), но и всячески поддерживать эмоциональное отношение учащихся к игровой деятельности;

    2) заботу о том, чтобы игра содержала в себе необходимый запас «пищи» для обучения и самообразования и, таким образом, становилась своеобразным каналом интериоризации учебного материала в соответствии с учебной задачей, поставленной перед школьником.

    По мнению исследователей, взаимодействие указанных направлений обеспечивает своеобразную подмену мотивов: школьники начинают действовать из желания играть, получить удовольствие, результатом же оказывается усвоенный учебный материал, способ решения задачи, то есть, дидактическая игра действительно выступает как средство получения иного продукта.

    Содержание дидактической игры основывается на содержании процесса обучения и направлено на познание учеником окружающего мира, на овладение отдельными способами учебно-познавательных действий в соответствии с учебной задачей, а также на формирование ценностных отношений к миру. Иными словами, содержание дидактической игры - это знания, умения, отношения, взгляды, убеждения. Необходимо учесть, что в игре, как в зеркале, дети часто воспроизводят нормы и характер взаимоотношений взрослых. «Подражая трудовой деятельности и взаимоотношениям взрослых людей в процессе и трудовой, и общественной жизни, - пишет Д. Б. Эльконин, - ребенок глубже понимает смысл их деятельности, усваивая мораль общества, в котором он живет». Это относится не только к играм дошкольников, о которых писал Д. Б. Эльконин, но и школьников, а часто и взрослых, которые воспроизводят в игре ценностные нормы своего социального окружения. Ратуя за идею субъектности ребенка в педагогическом процессе, Н. Е. Щуркова ставит на первое место отношения, так как знание мира и умение взаимодействовать с миром выступают как средство формирования ценностного отношения к миру. Это отношение, во-первых, проживается каждым участником игры, во-вторых, осмысливается им и, в-третьих, проецируется в сознании каждого участника игры в форме адекватного способа жизни.

    Сюжет (сценарий) игры представляет собой развернутое изложение содержания. Это - описание последовательности действий игроков, предполагаемых результатов. Сюжет игры может быть представлен в вербальной или (и) графической форме (в виде схемы, алгоритма). Например, сценарий предметного КВНа предполагает самопрезентацию команд, индивидуальные и групповые задания, домашние заготовки и экспромт, выступления жюри. Подробное описание всей канвы игры и является ее сценарием или сюжетом. Сюжет может содержать описание проблемы, которая вызовет столкновение точек зрения самих игроков или персонажей, представляемых ими.

    Правила игры - это те положения, в которых отражается сущность игры, соотношение всех ее компонентов. Это своего рода предписания, устанавливающие логический порядок игры, ее нравственный и эстетический кодекс. Посредством правил педагог доводит до учащихся свои требования.

    Особенность игровой деятельности состоит в том, что в ней учащиеся предъявляют сами к себе требования-правила, зачастую даже более жесткие, чем в обычной жизни. Через правила они предъявляют к себе и все те требования, которые бывают обращены к ним в неигровой деятельности, в реальной жизни: не перебивать говорящего, не грубить и т. д. Это делает игру мощным средством самовоспитания. Подчиняясь правилам как внешним регуляторам, исходящим со стороны учителя и всего играющего коллектива, учащиеся трансформируют их во внутренние регуляторы, и они начинают выполнять функции саморегуляции.

    Основные требования к правилам сводятся к следующим положениям:

      правил не должно быть слишком много, не более 5-10, они должны быть представлены аудитории наглядно (плакаты, технические средства);

      правила должны быть связаны с системой стимулирования и инструкциями.

    Средства игры - это материальные и идеальные объекты, которыми пользуются учитель и учащиеся в процессе игры. К ним относятся сопутствующие игре объекты материальной и духовной культуры, игровые аксессуары (костюмы, атрибуты), игровая символика (эмблемы, значки), игровые виды награждения (медали, грамоты, лавровый венок), ритуалы и церемонии. В дидактической игре, предназначенной для младших школьников, в качестве средств могут использоваться игрушки, различные предметы, символизирующие реальные вещи, как это происходит в спонтанных детских играх.

    Средства поддерживают интерес и эмоциональное отношение детей к игре, стимулируют их самостоятельную творческую работу, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении. Педагогу надо помнить о том, что набор средств должен быть предельно минимален, поскольку их единственное назначение - это инициировать воображение участников игры.

    Игровые действия. Действия игроков невозможно определить и просчитать заранее, они не поддаются алгоритмизации, так как продиктованы не какими-либо жесткими правилами, а лишь воображением учащихся в создаваемой игровой ситуации. В пределах этой ситуации учащиеся действуют совершенно свободно, проявляя свои творческие способности. Условность игрового пространства раскрепощает игроков, они не боятся своими действиями нанести какой-либо практический ущерб себе и своим партнерам по игре. В этом состоит главная притягательность игры. Чтобы не нарушать эту свободу самовыражения, со стороны педагога не должно быть никакого принуждения, даже скрытого, опосредованного. Игра требует уважительного к себе отношения, поэтому малейшее пренебрежение, скептицизм сразу разрушают иллюзии, питающие игру, а значит, и свободу действия. Педагог не может заставить игроков действовать, не разрушив игру, он может лишь вдохновить их на действия.

    Привлекательной стороной дидактической игры является также возможность действий, связанных с риском, угрозой неуспеха. Условия экстремальных ситуаций обнажают и проверяют скрытые возможности учащихся, их смелость, решительность, упорство. Если риск рождает успех, у ученика появляется уверенность в своих силах. Благодаря риску он учится доверять себе, выбирать оптимальное решение. Поэтому учителю, организующему дидактическую игру, целесообразно предусмотреть заранее и создать с помощью правил, условий игры определенное поле для риска в игре, как, например, это предусмотрено в игре «Что? Где? Когда?» можно дать ответ без предварительного обсуждения и сэкономить время, но рискуя при этом дать неверный ответ.

    Особенность игрового действия заключается еще и в том, что школьник, стремящийся к результату, заявленному сюжетом игры, сам ставит промежуточные цели, обозначающие шаги в продвижении к конечному результату, сам решает, какие действия являются оптимальными и сам осуществляет контроль за процедурой выполнения, определяя каждый раз, насколько близко он продвинулся к результату. В зависимости от результатов этого самоконтроля он выстраивает свои дальнейшие действия, становится полноправным субъектом учебного процесса.

    Оценка. Это важный и обязательный компонент дидактической игры, так как именно оценка показывает учащемуся меру его продвижения в изучении той или иной учебной дисциплины, раздела или темы. В дидактической игре должно быть четко определено, во-первых, что будет оцениваться, во-вторых, как. Оцениваться должны только те знания, те действия и только тот уровень их усвоения, которые были заявлены педагогическими целями игры.

    Результат игры - это определенные итоги, конкретные достижения игровых действий при выполнении учебной задачи, (новые знания, умения, оценочные отношения). Надо учесть, что даже если школьник не смог в полном объеме освоить новые знания и способы учебной деятельности, то результат дидактической игры все же можно считать положительным, так как ученик целенаправленно стремился к победе, целесообразно выстраивал свои игровые действия, преодолевал свои «барьеры». В связи с этим результат игры необходимо отличать от игрового результата (выигрыша), который может иметь разнообразные формы: количество баллов, наименьшая затрата времени на выполнение задания, наибольшее число вариантов решения задачи и т. п. Педагогу необходимо акцентировать внимание игроков на результатах игры, отмечая успехи в выполнении каких-либо действий даже тех, кто проиграл.

    Все компоненты дидактической игры образуют единое целое, обеспечивая игровую суть учебного процесса. Ее структура является основанием при рассмотрении разнообразных видов дидактической игры (ролевой и деловой).

    Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях:

    подготовка к проведению дидактической игры её проведение и анализ.

    В подготовку к проведению дидактической игры входят:

    • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
    • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
    • определение наиболее удобного времени проведения дид. игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время) ;
    • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
    • определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально) ;
    • подготовка необходимого дид-го материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…) ;
    • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
    • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

    Проведение дидактических игр включает:

    • ознакомление детей с содержанием игры, с дид-им материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них) ;
    • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
    • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза) ;
    • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дид-ой задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием) ;
    • подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

    В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня. Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

    Руководство дидактическими играми

    Успешное руководство дид-ми играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

    Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки) , вновь составить и т.п. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.

    Например, дидактическая задача "научить детей различать кольца по величине" реализуется через игровое задание "собери башенку правильно". У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком и надевая на стержень, воспитатель даёт наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что она собрана правильно. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие -проверить правильность собирания башенки-

    предлагает детям самим это сделать.

    Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (4-6лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деят-ть дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

    Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дид-им задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

    Для детей раннего возраста дид. игра является наиболее подходящей формой обучения. Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей действительности, происходит интенсивное усвоение родного языка. Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетание дид игр с целенаправленным обучением на НОД, осуществляемым в соответствии с определённой программой знаний, умений, навыков. На НОД более успешно, чем в игре формируются и способы учения: произвольное внимание, умение наблюдать, смотреть и видеть, слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.

    Следует учитывать, что в дид. игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д. К наглядности относятся:

    1)предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры;

    2)картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов;

    3) наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.

    Созданы специальные типы дид. игр: с парными картинками, типа картинного лото, домино с тематическими сериями картинок и др. Начальный показ игровых действий воспитателем, пробный ход поощрительно-контрольные значки, фишки - всё это также входит в фонд наглядных средств, которые используются для организации игр и руководства ими.

    При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.

    Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.

    Надо помнить, с одной стороны об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дид. игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения.

    Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры, темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры: убыстрённый темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъём.

    В дид. игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах установленного времени- большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

    Заканчивая игру педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: "Новая игра будет ещё интереснее". Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые- полезные и увлекательные.

    Педагогическая ценность дидактических игр

    • В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.
    • Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
    • Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
    • Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

    При планировании необходимо:

    • Создавать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке; оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
    • Соблюдать время, отведённое для игр в режиме дня; способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную жизнь.
    • В процессе совместной игровой деятельности воспитывать настойчивость, выдержку, формировать положительные взаимоотношения между детьми: дружелюбие, взаимопомощь, умение выполнять правила.
    • Систематически формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.

    Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью НОД, а в группе раннего возраста- основной формой организации учебного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, д/игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

    Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают.

    • Дидактические игры кратковременны (10-20мин) ;
    • Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

    Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и НОД, в перерывах между НОД, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между НОД. При этом следует учитывать характер предстоящего НОД. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени- время игры сокращается. Этого нельзя допускать!

    Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил) .

    На занятиях используются те д/игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.

    При планировании д/игр в воспитательно- образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на НОД, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.

    Д/игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.

    Например, ребенок только на основе знаний может на ощупь определить предмет в "волшебном мешочке"и назвать его или найти сходные или различные качества изображаемых на картинках предметов. Эти игры опираются на способность детей сознательно запоминать и воспроизводить то, что они воспринимали. Необходимо, чтобы в д/играх определенных результатов достигали все дети, а не только те, которые проявляют себя наиболее активно.

    Д/игры можно использовать и для проверки знаний и умений детей. Важным показателем результатов обучения является усвоением пройденного на занятиях всеми детьми.

    Чаще всего это проверяется д/игрой, в процессе которой, педагог устанавливает, на -сколько правильно поняли и усвоили содержание НОД не только способные, но средние и слабые дети. Выявив уровень знаний и умений детей, необходимо наметить дальнейшую работу по устранению недостатков.

    Д/игра-это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают знания тем полнее, чем шире их можно применить на практике в различных условиях. Достаточно часто бывает, когда ребенок усваивает на занятии определенные знания, но не умеет использовать их в измененных условиях.

    В связи с тем, что д/игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования д/игр в индивидуальной работе с детьми. Как часто и много? По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития детей. Индивидуальная работа с детьми с использованием д/игр может планироваться по всем видам и типам игр. Индивидуальные д/игры, которые организует воспитатель, создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком, помогают глубже выяснить причины отставания ребенка, способствуют более активному упражнению в учебном материале.

    В д/игре применяются знания, полученные на НОД, обобщаются сведения, полученные посредством личного опыта, активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития отстающих детей.

    Д/игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение.

    А.М. Горький, защищая право ребенка на игры, писал: "Ребенок раннего возраста требует игр, забав, и требование его биологически оправданно и законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего, и легче всего в игре, игрой".

    Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придет в школу.

    1.3. Характеристика дидактических игр.

    Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обуче­ния детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.

    Дидактические игры относятся к "рубежным играм", представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подго­тавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятель­ности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обу­чения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи.

    Системы дидактических игр впервые были разработаны для дошколь­ного воспитания Ф. Фребелем, М. Монтессори, для начального обуче­ния - О. Декроли.

    В отечественной педагогической практике в 1940 - 1950-е гг. дидактичес­кие игры рассматривались преимущественно как форма работы в дош­кольном воспитании; в начальной школе им отводилась роль средства отдыха от серьезных учебных занятий. В 1960 - 1970-е гг. накапливался опыт использования игры как средства активизации учебного процесса не только в начальных, но и в средних классах. С 1970 - 1980-х гг. введе­ние обучения с 6-летнего возраста стимулировало использование ди­дактических игр в учебно-воспитательном процессе. С 1980-х гг. широкое распространение получили деловые игры.

    Повышение гибкости обучения, расширение свободы действий учите­ля, а также выразительные возможности и высокий воспитательный потенциал игры побуждают педагогов применять ее на всех ступенях обучения.

    2. Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр, в ко­торых свободная игровая деятельность выступает как самоцель. Специ­фическими признаками дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлена, выделены в явном виде. (6,стр.75) Дидактические игры, как правило, ограничены во времени. В боль­шинстве случаев игровые действия подчинены фиксированным прави­лам (исключением могут служить некоторые развивающие дидактичес­кие игры, направленные на сенсорное развитие дошкольников), их педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой дея­тельности.

    В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение игровых задач. При проведении игры учитель выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающих­ся видов деятельности учащихся - игровой и учебно-познавательной, стремится не только достичь дидактической цели, но и сохранить и раз­вить увлеченность, заинтересованность, самостоятельность детей.

    Для практики дошкольного воспитания особенно важным является раз­вивающее воздействие дидактической игры: развитие двигательного ап­парата, психомоторики; навыков поведения в соответствии с правила­ми; механизма идентификации, сопереживания; умение представить себя в чужой роли; формирование умений планировать, оценивать предсто­ящие действия, ориентироваться в ситуации; развитие навыков сотрудни­чества (особенно в командных играх), ряда личностных качеств (терпе­ния, настойчивости, самоконтроля), делающих игру школой произвольного поведения. Поэтому важным является целенаправленное обучение детей самой процедуре игры, объяснение ее содержания, пра­вил, способов действий, приучение детей к самоконтролю и взаимо­контролю в ходе проведения игры.

    Важное место дидактические игры занимают в ознакомлении дошколь­ников с окружающим миром, расширении и обогащении их представ­лений о нем.

    В обучении детей младшего возраста, как правило, применяются игры с заранее очерченным ходом игровых действий и четко выраженным "обучающим" началом, связанным с передачей и применением зна­ний, с упражнениями, умственным развитием детей.

    4, Компьютерные дидактические игры становятся средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками про­граммирования.

    Компьютерные игры применяются как дидактическое средство при обу­чении в самых разнообразных предметных областях.

    Игра - это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру.

    Ребенок играет сначала с реальными окружающими его пред­метами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающе­го мира.

    Возникающая потребность действовать и поступать, как взрос­лый, не всегда удовлетворяется. Играя, ребенок принимает на се­бя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих дейст­виях. Игры детей чаще всего отражают профессиональную дея­тельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения:

    сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы че­ловеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка; дети получают возможность для становления как личности в целом, так и отдельных психических процессов.

    Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ро­левым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактиче­ской игре перемещается от игрового действия к умственной зада­че. Так, в ролевой игре «Капитаны» дети, действуя в воображае­мой ситуации, «ведут корабль» (поворачивают воображаемый руль то в одну, то в другую сторону, гудят, осуществляя одновременно роль парохода), а в дидактической игре они подражают умствен­ной работе капитана - «ведут корабль по заданному курсу» на ос­нове выполненных расчетов.

    Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу позна­ния. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она по­могает сделать любой учебный материал увлекательным, вызыва­ет у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабо­чее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

    Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал:

    «Без игры нет и не может быть полноценного умственного разви­тия. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, поня­тий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»(15,стр47).

    В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопо­ставляет, классифицирует предметы по тем или иным призна­кам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобще­ния.

    Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внима­ние и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, на­ходчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои ин­тересы интересам коллектива.

    Художественно оформленные игрушки, рисунки, демонстра­ционный и раздаточный материал к играм выполняют задачу ху­дожественного воспитания.

    Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает харак­тер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающе­го характера сближает новую, познавательную деятельность ре­бенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серь­езной умственной работе.(15,стр.28)

    Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, иг­ровое правило, в других - только отдельные элементы: действие или правило или и то и другое.

    Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдель­ные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее за­мысел, правило, действие и включенная в них умственная зада­ча представляют собой единую систему формирующих воздейст­вий.

    При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный ха­рактер мышления младшего школьника. Необходимо также по­мнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных спо­собностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать уме­нием анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружаю­щим предметам.

    Для успешного обучения математике в процессе игры необхо­димо применять как предметы, окружающие школьника, так и их модели.

    Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начина­ется с материального (или материализованного) действия с пред­метами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осу­ществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взамодействие ученика с познаваемым материалом. Таким образом, осуществляется связь между материаль­ной и внешнеречевой формами действия. Опора на действия с предметами или их моделями постоянно сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план дей­ствия в уме (5,стр.54) Таким образом, материальная (или материализованная) форма действия является исходной, внешнеречевая - предполагает рас­суждения, умственная форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у ученика уже сформированы пред­ставления или понятия.(4,54)

    Эти три формы действия взаимосвязаны, влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, нагляд­но-образного и словесно-логического. При изучении каждого раздела математики необходимо, чтобы дети усвоили все формы действия. Деятельность детей должна быть разнообразной не только по форме, но и по содержанию и строиться в соответст­вии с закономерностями обучения, сформулированными педаго­гами: «Чем больше и разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творче­ской»(7,28)

    По характеру умственного развития их можно отнести к следующим группам:

    1. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу (напри­мер, игра «Составим узор»),

    2. Игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры направ­лены на формирование навыков сложения и вычитания в преде­лах 10. Это - «Математическая рыбалка», «Лучший летчик», «Луч­ший космонавт» и др.

    3. Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например, «Цепочка» (III ва­риант), «Математическая эстафета», «Составление круговых при­меров». К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля («Лучший конт­ролер», «Арифметический бег», «Проверь Угадайку» и др.).


    Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении