Мир кораблей - Игровой портал

В чем заключается сюжетно ролевая игра. «Сюжетно-ролевые игры» (из опыта работы)

Добрый день, уважаемые читатели моего блога! Вам еще не наскучила «сюжетно-ролевая» тема? Надеюсь, нет. Я пока не все сказала:)) Давайте вместе подумаем, как сюжетно-ролевая игра влияет на развитие ребенка?

Все уже вроде бы понятно: есть реквизит, сюжеты нам известны, знаем, как организовать эффективное пространство. К слову, есть хороший материал – электронное пособие именно о сюжетно-ролевых занятиях. Все изложено грамотно, четко и в соответствии с ФГОС. Прилагающийся обучающий диск пригодится не только молодым специалистам, но и опытным воспитателям.

Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника трудно переоценить. Но наряду с положительным эффектом можно наблюдать и негатив. Сама видела, как дети, воображая семейное застолье, выкладывали на стол кегли, которые изображали бутылки, пили «пиво» и вели соответствующие диалоги. Особенно такое поведение характерно для малышей из неблагополучных семей. Они воспроизводят привычную бытовую ситуацию.

Помните, как в «Ералаше» мальчик просил хулигана дворового: «Научи меня плохому»? Если смотреть на этот сюжет не как на забавный анекдотичный случай, то возникает вопрос: почему мальчик так не хочет быть хорошим? В чем ошибка родителей?

Кстати, за самые удачные ваши версии я буду начислять по одному баллу, а в конце года активные читатели получат приз! Это не шутка!!!

Почему я вспомнила «Ералаш»? Дело в том, что влияние сюжетно-ролевой игры на развитие ребенка весьма велико, мы через воображаемые ситуации воспитываем положительные качества. Но правильно ли посредством срежиссированной забавы прививать ребятам идеалистическое представление о мире, семейных взаимоотношениях, бытовых ситуациях?

Нужно ли проигрывать, например, как может нахамить работник почты, как папа пришел с работы не в духе, как в магазине неправильно дали сдачу или подсунули простроченный товар? Что вы об этом думаете?

Нам, педагогам, известно, как сюжетно-ролевая игра влияет на развитие дошкольников, и какова ее роль в успешной социализации детей после детского сада. Но остается много вопросов, не так ли?

Как правильно организовать сюжетно-ролевое занятие, чтобы обеспечить его максимальную результативность?

Сам Сухомлинский В.А. подчеркивал огромное значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника и говорил, что игра – это светлое окошко в мир, искра, которая зажигает в малыше огонек любознательности. Наша задача – создать условия для полноценной деятельности деток с учетом особенностей разных возрастных групп. Воспитатель подсказывает, направляет, одновременно мотивирует малышей проявлять инициативу, фантазию, сообразительность.


Положительное влияние грамотной сюжетно-ролевой социализирующей игры сказывается, в первую очередь, на внутреннем эмоциональном состоянии детей. Ребенку должно быть комфортно в обычных жизненных ситуациях. Он должен знать, как вести себя в магазине, гостях, поликлинике, школе. Его не должны пугать новые перспективы, обстановка, люди. Воспитатели и родители в игровой форме обязаны подготовить малышей к реальным социальным процессам.

Но, по моему мнению, не стоит впадать в крайности – предлагать идеальный «сказочный» сюжет либо слишком реалистичный с грустными фактами из нашей повседневной жизни.

Возможно, я ошибаюсь? Как вы строите сюжеты ролевых занятий?

Усилить значение социализирующей сюжетно-ролевой детской обучающей игры в дошкольном возрасте педагог может, взяв на себя руководство и организацию различных бытовых ситуаций. Малыши быстро теряют интерес, но мы сумеем подстегнуть азарт, подсказав новые сюжеты для ролевого мероприятия.


Какое конкретно значение сюжетно-ролевой игры для младших дошкольников? Посредством постановочных бытовых сцен мы воспитываем в детках умение ориентироваться в окружающем мире, оценивать и принимать правильные решения в житейских ситуациях.

Кроме того, действия «понарошку» развивают воображение, способствуют обогащению жизненного опыта, словарного запаса.

Велико влияние стандартной сюжетно-ролевой детской игры на развитие чувства доброжелательности, вежливости, сочувствия, заботливости.

Малыш, воображая, что лечит мишку, кормит его, водит на прогулку, не просто бесцельно проводит время. Он учится жить среди людей и выполнять социальные функции. Каков ребенок в игре, таким он будет и в самостоятельной жизни.

Что будет, если с ребенком не играть в сюжетно-ролевые игры?

Почему вообще возникло такое понятие как сюжетно-ролевая игра? Дело в том, что с тем, как росло освобождение ребенка от недетского труда, от полноценного участия в жизни взрослых, возросло и значение игры. Играя в жизненные сюжеты, малыш понарошку внедряется в деятельность и занятия взрослого мира, поскольку в реальности такое практически невозможно.

Так вот, если детей не учить играть, не предлагать им разнообразные темы, сюжеты, не развивать фантазию, то детей научит играть телевидение и компьютер. Наши с вами родители с нами не играли практически, но этому нас обучали в садике, во дворе, в школе.

Сегодня все больше внимания уделяется образовательной деятельности в ущерб игровой. Поскольку у детей есть врожденная потребность играть, они используют примитивные и часто негативные сюжеты из того источника, который им доступен. Если родители не играют с детьми, во дворе не с кем играть, в садик дитя не ходит, то что остается? Телевидение и Интернет.

Ведущие педагоги нашей современности понимают трагизм ситуации, поэтому так настойчиво внедряют свои наработки по сюжетным играм в дошкольных учреждениях. Мы стараемся, как можно больше играть с детками, внушаем важность этого вопроса родителям, но мы не всесильны. Чем занимается ребенок дома – дело родителей!


Игра в человека-паука , Смешариков, суперменов , черепашек-ниндзя – это не полноценная сюжетно-ролевая игра, поскольку является полностью оторванной от реальной жизни и не несет в себе ничего полезного и развивающего. В них нет места любви, состраданию, порядочности. Напротив, сплошное насилие, угнетение, насмешки, даже смерть.

Интенсивно личностное становление начинается в дошкольном возрасте. Малыш приобретает первые знания о ближайшем его окружении. Успешно складываются первичные представления о других людях, о труде.

Ребенок получает первые навыки правильных поступков, основы культуры поведения. Самое главное приобретение на данном возрастном этапе ребенка — это формирование его личностных качеств, положительных или отрицательных сторон характера маленького человека.

Зарубежные и российские ученые отмечают важную роль воспитательного процесса ребенка старшего дошкольного возраста. Дошкольному воспитанию в наши дни отводится ряд функций, которые имеют кроме всего прочего государственное значение в обществе.

Дети — дошкольники до поступления в школу достигают высокий уровень во всех направлениях личностного становления. Это касается уровня сформированности физической, интеллектуальной, эстетической, нравственной направленности дошколенка.

Важные личностные стороны раскрываются в деятельностной активности. Кстати, наиболее эффективно это осуществляется в рамках ведущей деятельности дошкольника.

У детей дошкольного возраста ведущая деятельность — игровая. В ходе организованного руководства играми дошкольников укрепляются психические процессы, волевые усилия. Ребенок глубоко усваивает нормы нравственности, получает общественный и социальный опыт.

Сюжетно-ролевые игры правомерно причисляются к распространенным видам игровой деятельности. старшего дошкольного возраста активен, самостоятелен, свободно взаимодействует с детьми.

Сюжетно-ролевой вид игры помогает малышу окунуться во взрослый мир.

В чем состоит особенность сюжетно-ролевой игры?

Игровая деятельность всегда эмоционально насыщена. Дети старшего дошкольного возраста увлечены, проявляют себя в игре с творческой стороны, придумывая и осуществляя свой замысел.

В игре данного вида всегда наблюдается конкретная сфантазированная ситуация, которую дети составляют из определенного сюжета, придумывают и воплощают множество ролей. Структурные компоненты рассмотрим далее.

Сюжет и виды игры

Сюжет игры состоит из целого ряда разных событий, объединенных между собой, как в настоящей жизни. Игровой сюжет раскрывает содержание. Все исполнители сюжета имеют свои характеры, тесно взаимосвязаны в игровом пространстве.

Сюжет может раскрываться играми бытовой, профессиональной и социальной тематики.

В играх бытового характера дети старшего дошкольного возраста играют в семью; в играх с профессиональным уклоном дети ходят «на работу», примеряют на себе роль продавца, медика и т.д.; в социальных играх дети играют в школу, библиотеку и др.

Содержание сюжетно-ролевой игры

На игровой замысел влияет уровень сформированности первичных представлений о людях, их труде.

Младшие дети, играя «во врача», например, меряют температуру, осматривают больному горлышко.

Замечено, что в старших группах, после того, как дошкольникам по-настоящему поставят в медицинском кабинете прививки, дети начинают еще чаще выбирать сюжет с таким содержанием игры, ставят прививки игрушечным шприцем.

Очень интересно, когда ребятишки начинают уговаривать кукол не плакать.

Трех-четырех-летние малыши играют, используя героев сказок, припоминая книжки, которые читал им воспитатель или кто-то из родителей.

На 4-5 год жизни дети показывают интерес к играм с иным содержанием. Например, игры в детский сад. Ребятишки изображают, как они кушают, пьют из игрушечной посудки, причмокивая и пристукивая ложечкой.

В старшем дошкольном возрасте к содержанию и сюжету игры подходят осознанно. Особенности сюжета черпаются из мультфильмов, детских книжек.

Какие роли в игре берет на себя ребенок?

В дошкольном возрасте ребенок пробует управлять играми, придумывать интересные роли.

Трехлетний малыш начинает представлять себя взрослым, хочет действовать самостоятельно. Играя, он пробует поступать, как делают взрослые люди, как родители, бабушки, дедушки.

Например, девочки берут на себя роль мамы, укладывают кукол спать в кроватку, поют им колыбельные песенки.

Мальчики обычно изображают роль папы, «ходят на работу», «зарабатывают деньги», «ездят на машине».

После «работы» малыш показывает, как он «приходит домой», «читает газету». И девочки, и мальчики своим голосом, речью, жестами показывают, что они «большие».

Сюжетно-ролевые игры — отличительные особенности

Отличительная особенность игровой ситуации в том, что дети пытаются мысленно и вербально показать свою «взрослость».

При этом у них возрастает самостоятельность, являющаяся особенной чертой ролевой игры.

Организация и особенности игры помогает детям старшего дошкольного возраста выбрать товарища по игре, создавать игровые правила.

Дети строго следят за тем, чтобы все участники строго соблюдали эти правила.

Какое значение имеет сюжетно-ролевая игра для развития дошкольника?

Когда дети подчиняются игровым правилам, у них складывается привычка поступать хорошо в разных ситуациях.

Дети осваивают моральные нормы, у них формируется позитивный взгляд на труд взрослых, воспитываются положительные качества характера.

Следующим благоприятным моментов игры назовем развитие эмоций у детей. Эмоциональное развитие в игре возможно потому, что в игры всегда богаты эмоциями, с которыми в жизни ребенок может еще и не встречался.

У некоторых психологов до сих пор возникают вопросы, испытывают ли дети старшего дошкольного возраста подобные эмоции во время игры, или только изображают чувства?

Оказывается, дети изображают игровые чувства вполне искренне, не притворяясь. Детские чувства по сюжету настоящие и часто оставляют свой след в сознании малыша.

Моральные качества ребенка также с успехом воспитываются в игре.

Как ведущая деятельность, игровая деятельность имеет значение для становления эмоционального мира ребенка, способствует усвоению им моральных норм поведения.

Значительные преобразования происходят у ребенка старшего дошкольного возраста и в интеллектуальной сфере, ведь чтобы организация игры стала успешной, необходимо придумать замысел, что связано с умственным развитием.

Если интеллект достаточно хорошо развит, то сюжет игры будет интересным, содержательным.

Особенности и длительность игрового сюжета помогает в развитии творчества. Сюжеты игр не повторяются, дети придумывают все новые и новые ситуации, фантазируют.

При этом осуществляется развитие воображения и мышления дошкольника.

При длительном пребывании ребенка в игровой роли, он вникает в смысл изображаемого.

Средства организации сюжетно-ролевой игры

Чтобы сюжет игры был более содержательным, необходимо использование различных игрушек, предметов из игрового уголка.

Если дети не находят подходящих предметов для осуществления действия, то они с легкостью заменяют одни предметы и игрушки другими, придумывают для них недостающие признаки.

Сюжетно-ролевые игры и речевое развитие

Игровая деятельность ребенка немыслима без использования речи. Посредством слова дошкольник выражает свои мысли и чувства. Чем лучше развита речь ребенка, насыщеннее игровой сюжет.

Сюжета осуществляется посредством речи.

Развитие игры и речи взаимосвязаны. Игра способствует развитию речевых умений, которые явно появляются в ходе игры, но также и игровые умения развивается под действием речи. Малыш комментирует свои игровые действия, выражает свои мысли.

Организация, особенности и значение ролевой игры в общении дошкольников велико. Дети учитывают желания друг друга, учатся отстаивать свой замысел, взаимодействовать друг с другом.

Руководство сюжетно-ролевой игрой в детском саду

Игра не может развиваться сама по себе. Для ее развития необходимы: четкая методика ее проведения и грамотное руководство со стороны взрослого.

У детей старшего дошкольного возраста нет жизненного опыта, чтобы воплощать придуманные сюжеты в игровое пространство. Сюжетно-ролевые игры требует согласованных действий участников.

Сюжетная игровая деятельность ребенка не планируется заранее, не следует жесткому плану построения.

Характеристика сюжетной игры раскрывается через свободу выбора темы и содержания всей . Каждый участник однозначно хочет, чтобы игра сложилась интересно, слаженно.

Именно с этой целью осуществляется методика проведения и руководство игрой со стороны взрослого, который направляет сюжетные ситуации для более эффективного и успешного развития игровых умений у дошкольников.

Сюжетно-ролевые игры начинают с расширения знакомых игровых ситуаций. Постепенно приобретает новый оттенок, руководство играми ослабляют. Дальше уже можно придумывать ход игрового действия.

Придумывание может и должно быть совместным. Дети старшего дошкольного возраста дополняют замысел друга, развивают тему. Педагог должен поинтересоваться, во что играют дети, предложить составить элементы игры, ее структурные возможности.

На подготовительном этапе участники высказывают виды и свои варианты игры, проявляя инициативу и творчество. Педагогу важно поддерживать высказывания детей, хваля их за творческий подход.

Спустя минут 5 можно из предложенных вариантов выбрать наиболее содержательную ситуацию, пофантазировать о ходе игровых действий, и далее дети могут играть вполне самостоятельно.

Продолжая играть в самостоятельном режиме, дети старшего дошкольного возраста идут от придуманного сюжета, создают похожие сценарии игр, роли. Так раскрываются компоненты творчества и совместной работы.

Итак, ведущая деятельность дошкольников — игра — эффективное средство всестороннего развития личности ребенка. В игре ребенок на практике получает полезные знания об окружающей действительности.

Как любая творческая деятельность, приносит радость малышам, имеет большое значение и способствует становлению всех необходимых для дальнейшего обучения качеств.

(для младшего школьного возраста)

Водящий и играющие находятся по разные стороны двух линий (на расстоянии 5 – 6 м). Задача играющих как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим. Игроки двигаются под слова водящего: «тише едешь, дальше будешь. Стоп». Все игроки замирают. Водящий поворачивается и смотрит, если кто пошевелился – отправляется за черту. Выигрывает тот, кто первый дотронется до водящего.

Что такое сюжетно-ролевая игра?

Сюжетно-ролевая игра – это игра, направленная на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает ребенка в новые для него отношения. Ролевые игры являются долгосрочными (проводятся от нескольких часов до целой смены).

Уровень творческой активности ребенка зависит от уровня сложности игры, характера игры, отношения к ней ребенка, позиции взрослого.

Характеристика содержания деятельности организатора

на разных этапах игры

    Подготовительный этап. Постановка целей, определение предмета игры и предметного поля.

    Ввод в игру. Выбор ролей; определение полномочий; определение механизма интегрирования событий в игре.

    Игровое взаимодействие. Контроль и коррекция игрового процесса; реализация игровой идеи.

    Выход из игры. Завершение ролевого взаимодействия; достижение игровой цели.

    Анализ игры. Подведение итогов, игровое моделирование.

ВАРИАНТЫ ТЕМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР:

    Хоббитские игры

    Машина времени

    Звездой стать легко

    Город-лабиринт

    Морская регата

    Подвески королевы

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ:

    Игру можно взять уже готовую в том случае, если вы проводите ее впервые;

    В основе сюжета игры может лежать любое литературное произведение, которое содержит большое число разнохарактерных героев;

    Четко определить правила игры для каждой группы героев. У каждого героя должна быть своя задача, определенная сюжетом или им самим;

    В ходе игры должны быть предусмотрены движущие силы игры (интриги, непредсказуемый ход и т.д.).


Сегодня я маг и волшебник, а завтра …

ень17смены

Вечерняя речевка:

Все: День отшумел,

И, ночью объятый,

Лагерь готов ко сну.

Мальчики: «Доброй вам ночи, – девчата!»

Девочки: «Доброй вам ночи, – ребята!»

Все: Завтра нам снова в путь!

Считалка:

Тара-Мара в лес ходила, шишки ела, нам велела.

А мы шишки не едим, Таре-Маре отдадим.

Сюжетно-ролевая игра «Игроград»

Схема игры «Игроград» в объединениях:

    Вечер легенд, изготовление реликвий;

    Определение системы власти, ролей (хранитель реликвий, хранитель очага, посол и т.д.);

    Знакомство с правилами игры.

Ход игры:

    «торжище» (обмен информацией о реликвиях, представление послов и старших народов);

    обмен послами, налаживание экономических и дипломатических отношений, поиск реликвий;

    приемы делегаций, работа мастерских и увеселительных заведений;

    общий сход народов;

    вручение знаков.

Подготовительный период. До начала общего действия игры народ пишет свою легенду, распределяет роли, изготавливает реликвии, готовит представление своего народа на открытии города.

Начало игры. «Торжище». Народы собираются на площади города, чтобы рассказать об истории своего народа. Здесь же верховный Маг сообщает о том, что темные силы похитили главные реликвии и раздали их другим народам. Верховный Маг устанавливает время, к которому реликвии должны быть добыты. В противном случае народ прекращает свое существование.

Как можно вернуть реликвии? Во-первых, их можно купить (у каждого народа в казне есть 100 «бликов»). Во-вторых, их можно выменять на не нужную вам реликвию либо на «нити жизни». В-третьих, их можно добыть в честном бою на ристалище.

Игра. Действие игры начинается со сбора информации. Ко всем народам отправляются делегации с целью сбора информации. Каждый народ имеет свой квартал, где располагается правительство, мудрецы, хранители очага. Здесь принимаются послы, заключаются союзы, подписываются договоры, происходит обмен реликвиями.

Маги. Это сверхъестественные существа, которые обладают магической силой. В зависимости от обстоятельств маги могут быть добрыми к народу или наоборот. Во всех спорах между людьми маги выступают судьями. Они отвечают за свои поступки только перед Верховным Магом. Маги располагают ценными сведениями и информацией, которую можно у них попросить, купить или выменять.

Волшебные вещи «Игрограда»

    Карта города;

    «График настроения» магов (действует 3 часа, потом меняется);

    Заклинание (выучив его, человек может воспользоваться им лишь однажды; произнеся заклинание, можно задать Верховному Магу любой вопрос и рассчитывать на честный ответ);

    Кольцо бессмертия (имеющий его может принимать только одно, любое, решение, отменить которое не может даже Верховный Маг);

    Ристалище – место, где происходят поединки. Проигравший в поединке лишается «нити жизни» и уходит в Страну мертвых;

    «Страна мертвых» . Здесь находятся люди, лишившиеся «нити жизни». По истечению одного часа Маг возвращает жизнь;

    «Нить жизни» есть у каждого жителя. Лишившийся ее человек попадает на один час в Страну мертвых. «Нити» при обменах на вещи и ценности остаются у народа, и он вправе сам ими распоряжаться.

Правила игры и игровые моменты, конечно же, могут быть изменены, исходя из особенностей играющих.

Маги: маги бога Меркурия (бога торговли) Шелест и Звон, маг правосудия, маги страны мертвых Бездна и Коварство, маг ристалища Амальгама, маг информации Соломбо, маги засекреченные Мируар и ведающий общим «графиком настроения» всех магов Клорида, заведующий кольцом бессмертия Анироз и др.

Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых.

(Корчак Я.)

Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации дошкольников.

Социализация –это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В игре ребенок формируется как личность, у него закладываются качества, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

(На пикнике, Мы пешеходы, В магазине фото детей)

Согласно ФГОС ДО главным требованием к образовательной деятельности с детьми является социально-коммуникативное развитие личности.

Это комплекс индивидуальных способностей человека, благоприятствующий построению личного и делового общения с людьми: понимание других, установление, поддержание и бесконфликтное прекращение контактов.

(Виноградова Н.А.)

Развитие коммуникативных способностей происходит в ежедневном общении ребенка со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные способности играют ведущую роль в социальном развитии дошкольников.

Позволяют различать ситуации общения:

Понимать эмоциональное состояние других людей;

Адекватно выстраивать свое поведение;

Владеть способами выражения своего отношения к взрослым и сверстниками.

Условия формирования сюжетно – ролевой игры

    обогащение детей яркими впечатлениями о доступных явлениях окружающей жизни;

    вычленение в последующих играх-занятиях наиболее характерных для этих впечатлений моментов и основных способов действий;

    подбор игрушек и другого материала (их количество, сочетание, размещение);

    руководство игрой в плане побуждения действовать по определенному сюжету, с последующим ненавязчивым вмешательством воспитателя (если это необходимо).

    Любая сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека.

Развитие научно-технического прогресса предоставляет человечеству много нового для жизни людей, поэтому задача педагога состоит в создании условий для отражения действительности в играх детей.

Педагогам необходимо ориентироваться на современные социальные и семейные роли, только в этом случае будет обеспечено социальное развитие личности дошкольника.

Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка

    Любая сюжетно-ролевая игра имеет коллективный характер;

    Игра строится по предварительной договоренности, которая обсуждается коллективно и принимается группой детей;

    Практически все сюжетно-ролевые игры строятся на гендерных различиях, принятых в обществе;

    Спонтанная сюжетно-ролевая игра возникает и управляется лидером

(в младшем возрасте – педагогом, в старшем ребенком-лидером, входящим в круг предпочитаемых);

    Возникающие конфликтные ситуации, при грамотном педагогическом руководстве становятся образовательными задачами по приобретению навыков решения проблемных ситуаций;

    Успех игры зависит от личностных качеств и коммуникативных умений каждого участника игры.

    Через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации, творческая инициатива;

    Сюжетно-ролевая игра формирует такие качества, как чуткость. доброта, развивает общительность, взаимопомощь.

Эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий:

1. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту и потребностям детей;
2. Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка;
3. Сюжеты игр моделируют современные жизненные ситуации;
4. необходимость продуманной предметно-игровой среды;
5. Заключительным этапом сюжетно-ролевой игры должна стать рефлексия.

Социально-коммуникативные навыки приобретаемые ребенком в процессе
сюжетно-ролевой игры

Способен:

    умение организовать игровое пространство;

    выстраивать процесс общения (слушать и слышать собеседника);

    анализировать мотивы и поведение своей личности и других людей в процессе общения;

    распознавать и предотвращать манипуляции со стороны других людей;

    неагрессивно настаивать на своем;

    рефлексировать свои поступки и поведение;

    разрешать межличностные конфликты.

Совместная игровая деятельность

ФГОС ДО, определил обязательный минимум требований
к социально-личностному развитию воспитанников в содержании программы, реализуемой в ДОО

Развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;
- развитие коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

В зависимости от содержания, игры делятся:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Уровни развития сюжетно-ролевой игры

Первый этап

Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты - бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.

Второй этап

Основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты - бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В игре уже могут объединяться 2-3 человека.

Третий этап

Основное содержание игры - также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.

Четвертый этап

Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.

Организация образовательной деятельности по технологической карте моделирования игрового опыта детей.

Во время организации образовательной деятельности по моделированию игрового опыта детей упускается момент прослеживания структуры и взаимосвязи компонентов, которые помогают овладеть необходимыми знаниями, игровыми действиями, детям не хватает жизненного опыта.

У педагогов нет практического осмысления своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не видно четкого результата всей деятельности и каждого этапа в отдельности.

Выводы

Систематическая организованная работа с дошкольниками по использованию сюжетно-ролевых игр благотворно влияет на социальное развитие личности дошкольника.

Проведение сюжетно-ролевых игр сопряжено с большим ощущением свободы, эмоциональным подъемом, радостью, весельем. Поэтому сюжетно-ролевая игра – это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка дошкольника.

Сюжетно-ролевую игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Для сюжетно-ролевых игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу.

Сюжетно-ролевая игра учит действовать в соответствии с правилами в коллективе, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, стимулирует переход детского организма к более высокой степени социального развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

В.А. Сухомлинский

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Квитокская СОШ № 1 детский сад «Теремок»

Доклад на тему:

Сюжетно – ролевая игра.

Значимость игры, ее видовое разнообразие в дошкольном возрасте

Подготовил:

Воспитатель

Ладченко М.Г.

Март 2015 г.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении