Мир кораблей - Игровой портал

Ребенок не играет в компьютерные игры. Компьютерная зависимость у подростков

Здравствуйте! Меня зовут Юлия. Я расскажу о том, как я избавила своего, в общем-то, взрослого сына Илью от компьютерной и игровой зависимости. Надеюсь, многие согласятся с представленным подходом избавления от данного вида зависимости и, возможно, даже примут его на вооружение.

Было это четыре года назад, Илья учился на четвертом курсе института, ему был тогда 21 год. С учебой у Ильи были трудности: постоянные хвосты в сессию, пропуск занятий, звонки домой из деканата… Все свое время он проводил либо сидя в Интернете, либо играя в бесчисленные онлайн-игры. В какой-то момент я поняла, что так продолжаться больше не может: закончится это во-первых отчислением, а во-вторых – полнейшей деградацией личности сына.

Через одну из своих подруг я вышла на психолога по имени Светлана: довольно энергичная молодая женщина. Мы легко нашли с ней общий язык, и она, выслушав мою проблему, предложила мне программу, действие которой я изложу ниже.

Однажды я пригласила Светлану домой. Она последовала в комнату к Илье, где он как обычно играл в какую-то игру на компьютере, слушая при этом музыку в наушниках. Он даже не заметил незнакомую женщину у себя в комнате, пока она не потрогала его за плечо (я же в это время осталась за дверью, слушая их разговор).

Сын выразил испуг и удивление, поинтересовавшись у Светланы, кто она, собственно, такая, и как попала в его комнату?
- Можешь звать меня тетей Светой. - сказала психолог с улыбкой, - Я здесь, чтобы помочь тебе решить твои проблемы с компьютером.
- Никаких проблем у меня нет! - отрезал Илья.
- Ошибаешься…
Светлана задала моему сыну несколько простых вопросов, каждый из которых, однако, вызвал у него затруднения. Она спросила, сколько времени в день он уделяет компьютеру, все ли у него хорошо с учебой, как часто он общается с друзьями, как у него отношения с противоположным полом.
Сохраняя доброжелательный тон диалога, Светлана, тем не менее, смогла несколько смутить Илью, и он признал, что компьютер действительно занимает слишком большое место в его жизни.
- Не просто большое… Это самая настоящая зависимость! - заявила Светлана, - И я предлагаю тебе радикальное, но очень действенное средство избавления от нее: мы с ократим твое время пребывания за компьютером до 1 часа в сутки.
И тут уже Илья начал возмущаться и протестовать. Дождавшись, когда он немного угомониться, Светлана дала ему понять, что программу лечения не отменят только из-за его несогласия: ведь компьютер куплен на материнские деньги, и мать вправе устанавливать любые ограничения.

Осознав свое бессилие, сын сменил тактику: он начал упрашивать позволить ему четыре, три, ну или хотя бы два часа в день находиться за компьютером. Но Светлана была непреклонна:
- Прости, Илюша, но торговаться мы с тобой не будем. Час – и не минутой больше.
Затем психолог попросила Илью пустить ее на две минуты за компьютер, чтобы сделать необходимые настройки. Светлана задала автоматическое выключение через час после начала работы, а также поставила на компьютере пароль (после она сообщила его мне). Затем она молча выключила компьютер, вызвав бурное негодование Ильи:
- Стойте, так нечестно! Вы сказали, что только на две минутки!
- Верно, - согласилась Светлана, - и я свое слово сдержала. Но я не обещала, что пущу тебя за компьютер после этого.
Она предупредила, что сын никоим образом не должен узнать пароль – иначе вся программа будет сорвана. Светлана велела мне быть сильной, и не поддаваться давлению сына – ведь я должна быть авторитетом для него – хоть ему и 21 год.

Остаток дня Илья провел без компьютера, не желая ни с кем говорить. Он просто лежал на диване, закрыв лицо руками. Я же напомнила себе, что не должна чувствовать себя виноватой или же испытывать жалость.

На следующий день Светлана снова посетила нас, поинтересовавшись у Ильи, как ему его теперешнее положение?
- Плохо. Мне нечего делать, - процедил он сквозь зубы.
Светлана похвалила его за то, что он с достоинством выносит свои лишения, а также попросила не смотреть на нее, как на врага и «злую тетю, которая отняла у него любимую игрушку».
- А вот занятия ты будешь искать себе сам, - заявила психолог, - Ты уже взрослый человек. Советую хорошенько подумать, чем ты заполнишь появившееся у тебя свободное время.

После этого у Ильи наступил период «ломки», когда он всех считал врагами и никак не хотел идти на контакт. В течение последующей недели Светлана каждый день навещала нас, проверяя психологическое состояние Ильи, и ведя с ним беседы о необходимости жизненных перемен. Сын же стал более резким, угрюмым, он тяжело переживал лишение компьютера, который долгое время был частью его жизни. Он часто, но безуспешно клянчил у меня пароль. Иногда Илья говорил, что ему необходимо заняться учебными делами за компьютером – я позволяла ему это, но отключала питание, как только замечала его за развлечениями. Больше всего Илью раздражало то, как внезапно выключается его компьютер по завершении положенного часа – он то и дело не успевал доиграть или досмотреть что-то.

Я боялась, что сын так и не сможет смириться с утратой – однако Светлана уверяла меня, что главное – дождаться завершения периода «ломки». И она оказалась права. У Ильи попросту не осталось выбора: уже через месяц он взялся за книги, учеба постепенно стала налаживаться. Он полюбил художественную литературу, стал больше времени проводить на улице с друзьями.

Еще через полгода у Ильи появилось желание записаться на спортивные танцы, где он познакомился с девушкой, на которой впоследствии женился. О компьютерных развлечениях он со временем и думать забыл: использует компьютер в основном лишь для работы.

Подытожив, хотелось бы сказать, что данный метод избавления от компьютерной зависимости можно назвать методом «шоковой терапии». Безусловно, он вызовет негативную реакцию у ребенка. Однако опасаться следует не истерик, которые закатит ваше чадо поначалу. Опасаться следует того вреда, который оно получит от бесконечных часов, проведенный в сети. Метод убеждения как правило малоэффективен (об этом Светлана предупредила меня сразу) – ведь любая зависимость пускает крепкие корни в человеческом сознании.

Время на чтение: 2 мин

Компьютерная зависимость у подростков - это патологическое пристрастие к компьютеру с максимальным времяпровождением за ним. Впервые об этой зависимости некоторые специалисты заговорили в 80-х годах прошлого столетия, но многие так и не признали этот диагноз. Но факт остается фактом и навязчивое, патологическое пристрастие людей к проведению большей части времени за компьютером является более очевидным и в связи с этим с каждым годом проблематичным в современном обществе. Особенно тревожащим остается тот факт, что компьютерному пристрастию чаще становятся подвержены подростки.

Компьютерная зависимость у подростков обнаруживает себя в нескольких видах: игромания и интернет-зависимость. В настоящий момент лечение компьютерной зависимости должным образом даже не разработано и с этим пугающим явлением многие родители остаются один на один.

Причины компьютерной зависимости у подростков

Выделяют несколько причин возникновения компьютерного пристрастия. Компьютер является мощнейшим инструментом для обработки и хранения информации и поэтому эта особенность приобретает привлекательное для многих личностей значение. Но компьютерная зависимость у взрослых людей не способна сравниться с той катастрофой, которая возникает у подростков, нуждающихся в специфическом лечении от данного состояния. Для подростка, как для мыслящей личности, большое значение приобретает доступ к информации, а чем он шире, тем наиболее притягателен.

Исследователи обнаружили тревожащий факт: все больше снижается возраст активного пользования компьютером и сегодня мало уже кого можно удивить, что 6-летние дети обращаются с техникой лучше многих взрослых.

Родители, дав неограниченный доступ к компьютеру, в первое время радуются, когда ребенок всегда находится дома, спокойно сидит, не мешает заниматься своими делами и отдыхать. Казалось бы, в этом нет ничего плохого, ведь чем раньше человек познает основы работы с компьютером, тем будет лучше, но имеется тревожащая статистика, свидетельствующая о новом заболевании - компьютерной зависимости. Это связывают с тем, что подростковая психика еще не сформировалась и является очень уязвимой, ведь неспроста подростки мгновенно пристращаются к вредным привычкам.

Проблема компьютерной зависимости у подростков наиболее остро возникла в период бурного развития информационных технологий и современные дети вообще не представляют свою жизнь, досуг и учебу без компьютера. Психологи бьют тревогу о том, что компьютерные игры вызывают зависимость, являющуюся аналогом наркотической. В настоящее время компьютер в жизни подростка занимает первое место по значимости.

Как подростка отучить от компьютера или хотя бы отвлечь? Это интересует многих родителей. Взрослым необходимо рассказывать детям о своих переживаниях, но, не используя запреты, читая морали и устраивая скандалы. Такие методы действенны относительно десятилетних детей, но не шестнадцатилетних подростков.

Симптомы компьютерной зависимости у подростков

У ребенка быстро меняется настроение, восприятие окружающего мира, распорядок дня. Компьютерные игры заменяют еду и сон, реальное общение с товарищами. Появляется быстрая утомляемость, раздражительность, замкнутость, скрытность, . Ребенок, проводящий много времени за монитором, забывает о своих обязанностях, домашних делах, об учебе, встречах, договоренностях, гигиене и испытывает ощущение эмоционального подъема только во время игры.

Симптомы игромании у детей включают нарастающее времяпрепровождение за монитором; полное сосредоточение на игре, отказ проводить время с друзьями, неспособность контролировать себя, не сдерживание обещания перед родителями об окончании игры, забывчивость, синдром отмены – невозможность сесть за монитор вызывает ярость, плач, замкнутость.

Отдельно отмечают физические симптомы у страдающих от пристрастия к компьютеру. Это головная боль, сухость в глазах, боль в спине, уменьшение веса, изменение режима сна.

Что привлекает детей в виртуальной игре? Онлайн игры дают детям ощущение соревновательного эффекта, который формирует азарт. Таким образом, формируется у детей пристрастие к компьютеру, особенно быстро это происходит, если в виртуальной игре ребенок успешен, а в реальной жизни нет. Ролевые игры опасны для внушаемых детей, которые копируют поведение своих героев. Необходимо взрослым присматриваться, в какие именно игры играет отпрыск. Виртуальные современные игры сделаны так качественно, что у личности с низким уровнем критичности стирается грань между ее имитацией и реальностью.

Признаки компьютерной зависимости у подростков

Игровая зависимость от компьютера опасна своими тяжелыми последствиями. Пребывая в виртуальном мире, подросток никогда практически адекватно не способен контролировать реальное время и везде опаздывает: пропускает уроки, прогуливает школу.

Проблема компьютерной зависимости у подростков предстает в виде агрессии, которая возникает в процессе игр. В случае если у ребенка что-то не выходит, то возникает буря эмоций, дестабилизируется, а также расшатывается психика. Весь негатив подросток переносит в мир реальный.

Проблема виртуального общения проявляет себя также в том, что детская личность сильно разочаровывается в реальной жизни, в которой не все так просто, а общаясь с компьютером, у ребенка рано или поздно все начинает получаться.

Признаки компьютерной зависимости могут выражаться в нарушении зрения, авитаминозе, неправильном питании (быстрые перекусы), не соблюдении правил личной гигиены и пр.

Виды зависимостей у подростков бывают разные: интернет-зависимость и игромания. Зависимость от компьютерных игр различается по типам игр. Выделяют ролевые, стратегические, неролевые игры (аркады, флеш-игрушки, головоломки) и азартные игры.

Лечение компьютерной зависимости у подростков

В связи с тем, что пристрастие к компьютеру негативно влияет на детскую психику, его относят к серьезной опасности и если вовремя этот процесс не остановить, то впоследствии появится масса проблем, которые устранять придется при помощи психотерапевта.

Что делать родителям при игровой компьютерной зависимости? Нет смысла ругать, наказывать, подростка, поскольку будет в ответ агрессия и истерика. От пристрастия следует избавлять подростка правильно. Родителям необходимо понять, что избавить ребенка навсегда от компьютера не удастся. Впоследствии знание компьютера сыграет положительную роль: ребенок будет более успешно учиться, готовиться к экзаменам, но все же снижать влияние компьютера необходимо. Родителям следует беседовать на тему небезопасности долгого сидения за монитором.

Зачастую игровая компьютерная зависимость превращается в явную проблему в возрасте 10-ти лет и поэтому взрослым следует контролировать время пребывания ребенка за монитором, чтобы не возникло болезненное пристрастие. Необходимо параллельно с компьютером увлечь ребенка другими занятиями: спорт, творчество, путешествия, выезды на природу. В случае если ребенок пристрастился к играм, то рекомендуется родителям разнообразить его жизнь играми развивающего или спортивного характера и самим участвовать в них, например, Менеджмент, футбол, волейбол, теннис, бадминтон, плавание, восточные единоборства.

Следует ограничивать использование ребенком интернета и установить временные ограничения. Подросткам можно разрешать сидеть за монитором до 2-х часов в сутки.

Лечение компьютерной зависимости у подростка достаточно долгий и трудный процесс, требующий участия самого ребенка и родителей. После отказа подростком от игр необходимо образовавшуюся в жизни пустоту заполнить каким-нибудь творчеством или занятием, новым увлечением. Избавлять подростка от интернет-зависимости следует тактично, полностью запрещать пользоваться компьютером нельзя. Ребенок не будет ощущать себя комфортно, если будет чувствовать себя не таким, как все, отказавшись полностью от компьютера. Однако и позволять ребенку постоянно играть без правил и временных ограничений тоже нельзя. Зачастую вовлеченные в компьютер детские личности превращаются в замкнутых, теряют интерес к образованию, перестают общаться, проявляют агрессию в сторону близких.

Если подросток все чаще просит, чтобы его оставили в покое, а сам прогуливает занятия в школе, сидит напролет всю ночь за компьютером, не высыпается, отказывается от еды, то на лицо все признаки компьютерного пристрастия. Попытки самостоятельного освобождения от данного пристрастия зачастую приводят к депрессии, которая отступает после возвращения ребенка к привычному сидению за монитором. В этом случае помощником в излечении компьютерной зависимости будет психотерапевт.

Многие родители сомневаются в необходимости лечения у подростка пристрастия к компьютеру, относя его к увлечению. Зависимость опасна тем, что подростки данного возрастного периода (14-16 лет) пребывают на самом сложном этапе своего развития, который может стать причиной возникновения в дальнейшем различных психологических проблем. Вместо этого подросток просиживает все время за компьютером, когда он должен начинать строить свои первые отношения с противоположным полом, ставить осмысленные цели перед собой, искать в обществе свое место. Самым верным решением при игровой компьютерной зависимости будет обращение за помощью к специалистам, которые дадут ценные рекомендации и начнут эффективное лечение. Лечение данного состояния основано на опыте терапии зависимостей.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Возраст ребёнка: 15 лет

Сын много играет в компьютер и не умеет тратить деньги

Наболевшая проблема многих, наверное, родителей. Моему сыну 15 лет, ничего кроме компьютерных игр его не интересует, и, как следствие, все его друзья, а это 2 друга (всего лишь) такие же игроманы. С самого детского возраста пыталась найти для сына интересные занятия, но в итоге, попробовав несколько спортивных кружков, он так ни на чем и не остановился, по разным причинам. Любит сидеть дома, ("не с кем гулять") на улицу не выходит, все его друзья, так же сидят дома в играх. Стараюсь ограничивать его, отвлекать, но только стоит попасть домой, сразу это компьютер, или телефон, или телевизор, что-то одно, что доступно к просмотру, так как я время от времени в чем-то его ограничиваю. Сейчас занимаемся с репетиторами, задают много, так как готовимся к поступлению, но усердия нет, задача сделать быстро, что получается, а что нет, откладываем до разбора с педагогом. Мои просьбы старается выполнять, но тоже быстро, лишь бы сделать, неконфликтный. Очень переживаю, что он очень ведомый и податливый чужому влиянию. Рада была, когда его одноклассник занимался воркаутом и собрал возле себя ребят, заинтересовал, и они свободное время уделяли этому занятию, но по медицинским показаниям парню запретили заниматься и кружок распался, я пыталась поддержать огонек, но житейские проблемы, работа, не всегда было время и мой сын, опять погрузился в домоседство и компьютер. Полностью убрать и запретить включать компьютер я не могу, так как он подписан на курс онлайн по подготовке к ОГЭ и проводятся вебинары, а на телефон ему приходят разные оповещения по занятиям, и ему нужно отслеживать, поэтому у меня тупик. Уделять максимум времени я не могу, так как работаю и прихожу к семи вечера, отца нет, так как разведены, бабушка с ним справиться не может, так как ее не воспринимает (с бабушкой у нас отдельная больная тема), сестра взрослая, и работает в другом городе. Очень боюсь за него, так как возраст такой, характер слабовольный, слушает всех, не хочет обидеть, пока компьютерные игры, потом может алкоголь и игры посерьезнее. И еще, так увлеклась, что забыла написать еще одну важную для меня проблему. Сын очень любит деньги, когда был маленький не раз ловила на том, что берет деньги, однажды взял золотые украшения и носил в сумке, пока я не обнаружила, вела серьезные беседы с ним. Сейчас, конечно, сознание пришло, что нельзя делать, что нельзя трогать, но с большим удовольствием хочет и делает все, чтобы заработать деньги, сейчас летом пошел работать, но деньги у него не держатся, тратит быстро и, конечно же, на покупку различных балов или статусов в играх. Проводила с ним беседу про то, какой вред несут игры на деньги, как сохранить свой капитал, то, что заработал, положили даже часть зарплаты на карту, конечно, оставили и на карманные расходы, для вкусняшки, но когда спросила его про деньги сказал, что уже потратил на всякие вкусности, но я подозреваю, что на игры, хотя запретила ему это делать. Карманные деньги должны быть на походы в кино, летние мероприятия, на вкусняшки, игры на деньги – это табу. Слушает, соглашается, но делает по своему, конечно, я не могу проверить, но чувствую именно на игры и потратил деньги. Подскажите, пожалуйста, что делать в этом случае, очень хочется его увлечь чем-то полезным, интересным, и чтобы в будущем такое отношение к играм и деньгам у него не превратилось в манию, в зависимость. Дайте, пожалуйста, совет, что еще можно сделать с моей стороны, как матери, чтобы уберечь сына. Спасибо.

Ирина

Ирина, здравствуйте!

В вашем письме очень много тревоги, переживаний и точек, на которые стоит обратить внимание. Поэтому постараюсь максимально эффективно и полезно вам ответить. Но прошу вас обратиться за очной консультацией к психологу для того, чтобы проработать собственную личность. Именно с родителей начинаются проблемы у детей. И вот почему.

Вы пишите, что сына «всего лишь» два друга. Это оценка, причем явно негативная. Считывается так, как будто этого мало. Но для кого? Для вас? Но речь о сыне и ему в этом хорошо. Ведь не просит помощи в поиске друзей, верно? Каждый сам решает, сколько друзей у него будет, с кем общаться и насколько близким будут эти отношения. Разрешите сыну жить своей жизнью, не соответствовать вашим ожиданиям и самостоятельно принимать для себя решения.

Далее, ограничивать – не значит решать проблему. Важно показать альтернативу, дать максимальное количество способов провести время и позволить сыну самому выбирать. Предвосхищаю ваше возражение: но он выбирает игры! Давайте разбираться почему. В целом механизм увлечения компьютерными играми в том, что ребенок чувствует дискомфорт/стресс в реальной жизни и ищет способ решения проблемы. Находит его в замене реальности на виртуальный мир и живет спокойно до тех пор, пока реальность не напоминает о себе (запрет со стороны родителей, экзамены и т.д.). Мало найти другое хобби, нужно:

а) найти альтернативный способ расслабления, снятия стресса;
б) исключить травмирующий фактор в реальности.

Следующее – это потребность в сепарации. Ваш сын уже взрослый и он нуждается в самостоятельности (понятно, что не полной, а скорее речь о потребности самому принимать решения и нести за них ответственность). Сейчас ребенок учится быть взрослым, он допускает ошибки – это нормально, но свободу дать нужно. Примите за данность, что ваш сын поступает, а не вы с ним поступаете и готовитесь к экзаменам.

Вы пишите, что он ведомый, но при этом он все же находит точки, которые готов отвоевывать даже при условии, что вы не одобрите. Судя по всему мальчик просто адаптировался и научился выбирать/ставить приоритеты. Ваша задача – поддержать там, где сын самостоятелен, даже если его решение вам не нравится. По сути, вы сами учите его «слушаться» и «подчиняться». Просто посмотрите на ситуацию с его зарплатой. Он заработал и ему решать, как и куда потратить. Но вы настаиваете на том, чтобы он сдался и дал вам руководить собой.

Кроме того, вы не доверяете сыну, это чувствует ребенок. Вам нужно научиться доверять ему, только так у вас появятся доверительные, близкие отношения.

И последний важный момент: обратите внимание, что вы тревожитесь не о текущей ситуации, а возможной проблеме в будущем. То есть ее нет в реальности. Именно поэтому вам трудно говорить с ребенком на одном языке. Он мыслит настоящим, это нормально для подростка. Не стоит программировать его на манию. Доверьтесь мальчику, поймите, что у вас сильный умный парень, который не даст себя в обиду и никогда не сделает выбор в пользу игры. Просто пока он не умеет иначе расслабляться. А как только вы поможете ему в этом, вопрос сразу исчезнет.

Надеюсь, я дала понимание в каком направлении двигаться. Всего хорошего!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я - родитель»


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении