Речевая школа для родителей

В помощь родителям детей логопедических групп

*   Звук  — это самое маленькое, что можно услышать и произнести. Произносить его нужно чётко и ясно, без «примесей» других звуков. Например, не ПЭ, а П, не СЭ, а С.

*   Звуки образуются при помощи воздушной струи. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит свободно, изменяют своё положение только губы. В русском языке гласных звуков: А, О, У, Ы, Э, И.  Гласные звуки и буквы мы обозначаем красным цветом.

*   Если воздушная струя встречает во рту преграду (зубы, губы или язык), то образуются согласные звуки. Они бывают звонкие и глухие. Приложите руку или П – Б. И он без труда определит глухие и звонкие согласные. Согласные звуки также различаются по твёрдости и мягкости. Сравните, например, звук Л в словах Лапа и Липа. Согласные твёрдые звуки  обозначаем синим цветом, а мягкие – зелёным.

*   Запомните: Ч, Щ, Й – всегда мягкие , а Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые.

*   Найти место звука в слове – это значит определить его позицию: в начале слова (это 1й звук), в конце ( самый последний), в середине (любой звук, кроме 1ого и последнего). Обозначение на схеме предполагает закрашивание нужного квадрата соответствующим характеристике цветом. Например, звук А в слове «АИСТ» первый, значит, в схеме закрасим 1й квадрат красным цветом.

*   Буква – это графическое изображение звука. Запомните: звуки мы слышим и произносим, а  буквы мы видим (или читаем) и пишем! В русском языке 33 буквы, из них 2 буквы ( Ь и Ъ знаки) не имеют звуков. Зато буквы Я, Ю, Ё, Е, стоящие в начале слова, после разделительных Ъ и Ь знаков, а также после гласных, обозначают два звука: Я = йа, Ю = йу, Ё = йо, Е = йэ. Поэтому будьте осторожны, не задавайте ребёнку таких вопросов, как, например, какой звук слышится в начале слова ЯМА или в конце слова МОЁ.

*   Слог – это часть слова (один гласный или с несколькими согласными звуками, которые произносятся одним толчком воздуха), в слоге всегда есть какой-либо гласный. Сколько в слове гласных – столько и слогов!

*   Сделать слоговой анализ слова – это значит разделить слово на слоги и назвать их количество.

*   Сделать  звуковой анализ слога или слова – это значит определить количество звуков в слоге или слове, назвать их по порядку, дать каждому характеристику. Например, в слове «лось» — 1 слог, 3 звука: Л – согласный, звонкий, твёрдый; О – гласный, ударный (или безударный) (изучаем в подготовительной группе);  Сь – согласный, глухой, мягкий; в слове – 4 буквы.

*   Составить схему слова – это значит закрасить квадратики или кружочки нужным цветом. Например, схема слова «ЛОСЬ» выглядит так: синий, красный, зленный.

*   Сделать анализ предложения – это определение количества слов в предложении, в подготовительной группе даём характеристику словам: находим слова-предметы, слова – действия, слова – признаки. Например: Дует холодный ветер. Это предложение. В нём 3 слова. Слово ВЕТЕР отвечает на вопрос ЧТО ЭТО? И обозначает предмет. Слово «ДУЕТ» отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? И обозначает действие предмета. Слово «ХОЛОДНЫЙ» отвечает на вопрос КАКОЙ? и обозначает признак предмета.

 

Теперь Вы вооружены достаточным количеством знаний, которыми Ваши дети овладевают на занятиях по обучению грамоте. Если у них возникнут трудности, Вы сумеете им помочь!

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!